Тема 2. Логические операции с понятиями

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Забайкальский государственный университет»

(ЗабГУ)

Факультет дополнительного профессионального образования

Логика

(72 часа, контрольная работа, зачет)

 

Краткое содержание курса

Предмет и значение логики, формы познания понятий логической формы и логического закона, логика и язык.

Этапы развития логики как науки и основные направления современной символической логики, развитие логики в связи с другими науками.

Понятие: понятие как формы мышления, определение понятий, деление понятий, классификация понятий, ограничение и обобщение понятий.

Суждение: общая характеристика суждений, простое суждение, сложное суждение и его виды.

Законы правильного мышления, понятие логического закона, законы логики и их роль в познании, использование формально – логических законов в процессе обучения.

Умозаключение, дедуктивное умозаключение, уловные умозаключения, непрямые выводы, индуктивные умозаключения.

Логические основы теории аргументации, доказательство. Прямые и непрямые доказательства, опровержение.

Аналогии и гипотеза, умозаключения по аналогии и его виды, гипотеза и построение гипотез.

 

Контрольная работа

Тема 1. Понятие

Тема 2. Суждения

Тема 3. Сложное суждение

Тема 4. Умозаключение

Тема 5. Умозаключение. Дедуктивное умозаключение.

Тема 6. Умозаключение. Индуктивное умозаключение .

 

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

Теоретические вопросы

1. Общая характеристика понятия. Логические приемы образо­вания понятий. Понятие и слово.

2. Содержание и объём понятия.

3. Виды понятий: единичные и общие; собирательные понятия;
конкретные и абстрактные; положительные и отрицательные; безот­носительные и соотносительные.

4. Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые
понятия, совместимые и несовместимые. Отношения равнозначно­сти, пересечения, подчинения, соподчинения, противоположности,
противоречия. Изображение отношений между понятиями с помо­щью кругов Эйлера.

Литература

1 Кириллов В.И., Старченко, А.А. Логика - М.: Высш. шк.,2000. С. 23-38.

2 Гетманова А.Д. Логика - М.: Высш. шк.., 1986.С. 25-35. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления. М.: МГУ, 1989. Свинцов В.И. Логика. - М: Высш. шк.,1987. С. 34-74.

Задания и упражнения

1. Перечислите ряд признаков, входящих в содержание сле­дующих понятий: студент, право. Конституция, суд, учебник, книга, институт, правовая культура, эволюция, биосфера, интуиция, зна­ние, истина.

2. Подберите синонимы к следующим словам: квадрат, препо­даватель, предприниматель, событие, инфляция, страна, талант, до­брый, жадный, эксперимент, беспредельность, вселенная, теория, движение.

3. Какие из следующих слов являются омонимами: доктор,
ключ, книга, прокурор, учитель, закон, растение, учреждение, добро, мир, информация, душа, техника.

4.Определите содержание и объём понятий: человек, цивили­зация, студент, учащийся, преступление. Земля, земля, спутник, Лу­на, защитник, адвокат, сознание, материя, дух, культура, экология, жизнь, ноосфера, аксиология, причина, космос, эстетика, филосо­фия, наука)

5. Определите, содержание какого понятия больше в следующих парах: человек; бедный человек;

- государство; современное государство;

- низкие темпы роста производства; высокие темпы роста производства;

- периодическое издание; газета

6. Укажите понятия с большим объёмом;

- равнобедренный треугольник;

- равносторонний треугольник;

- учащийся;

- студент;

- клевета;

- ложные сведения.

7. Укажите единичные и общие понятия с нулевым объёмом; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и ка­кие - нерегистрирующими; выделите собирательные понятия: Сол­нечная система, депутат, Областная Дума, вечный двигатель, сту­дент, студент нашей группы Петров, студенческая группа, благород­ство, добро, студенческая группа нашего института, уголовный ко­декс, логика, молодёжь, москвич, "Москвич", русалка, множество, элемент, множество всех множеств.

8. Установите, в каком смысле - разделительном или собира­тельном - употреблены подчеркнутые понятия: студенты нашего института победили в математической олимпиаде; студенты нашего института в январе сдают сессию; книга - лучший подарок; гражда­ не России имеют право на образование.

9. Укажите конкретные и абстрактные понятия: философия, юридический закон, корыстолюбие, мужественность, учёный, учё­ность, учащийся, белизна, высота, невменяемость, преступность, метафизика, мораль.

10. Укажите положительные и отрицательные понятия: неве­сомость, небеса, трусость, бескорыстие, экономика, несправедли­вость, пьянство, демократия, бесстрашие, законность, беззаконие, аморальность, беспокойство.

11. Укажите соотносительные и безотносительные понятия: причина, копия, юрист, защитник, брат, практика, закон, верх, образ, начало.

12. Дайте полную логическую характеристику следующим по­нятиям: школа, менеджер, судимость, война, мир. кража, религия, произвол, антивещество, недоросль, честность, инфляция, развитие.

13. Подберите понятия, находящиеся к перечисленным ниже в отношениях равнозначности, подчинения, пересечения: спутник Земли, адвокат, учебное заведение, мировоззрение, наказание, кни­га, галактика.

14. Подберите понятия, находящиеся к перечисленным ниже в отношении соподчинения: геометрическая фигура, понятие, форма государственного устройства, учитель, человек, суд, учёная степень, музыкальный инструмент, поощрение, учебное заведение, отрасль экономики, культура.

15. Подберите понятия, находящиеся к перечисленным ниже в отношении противоположности, противоречия, прямая линия, исти­на, сильный характер, лёгкая атлетика, друг, зима, верующий, неви­новный, научность, мир, белое, вопрос, отец, человек, добро, след­ствие, правило.

16. Приведите примеры отношений между понятиями: равно­значность, пересечение, подчинение, соподчинение, противополож­ность, противоречие.

17. Определите вид отношений между понятиями, изобразите его с помощью кругов Эйлера: - закон всемирного тяготения, закон, юридический закон;

- Луна, Солнце, Земля, спутник Земли, небесное тело, искусственный спутник Земли;

- материя, вещество, антивещество, поле, вакуум;

- озеро, глубокое озеро, мелкое озеро, Байкал, море, Чёрное море;

- школьник, студент, спортсмен, человек, тигр, живое суще­ство;

- мироздание, космос, вселенная, галактика, сущее.

ТЕМА 2. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: