Игры на формирование навыков звукового анализа и синтеза

Игры на развитие навыков чтения и письма

Лепка букв (слогов, слов).

А) Взрослый произносит букву (слог, слово) и просит ребёнка вылепить её из песка.

Б) Педагог знакомит ребёнка с буквой и предлагает её вылепить.

«Слепи первую букву в слове»

Логопед произносит слово, задача ребёнка определить первый звук в слове и вылепить нужную букву.

«Измени букву»

Педагог просит ребёнка вылепить букву, а затем изменить её, добавив или убрав какой либо элемент буквы.

«Слияние. Дорожки»

На песке в столбик слева и справа пишутся буквы, затем рисуются (выкладываются) дорожки соединяющие их. Ребёнок ставит палец на дорожку рядом с буквой в левом столбике, произносит звук и ведёт пальцем по дорожке к букве в правом столбце, в конце дорожки называет букву правого столбца.

«Составь слово»

В песке прячут буквы. Задача ребёнка найти буквы и сложить из них слово.

«Поиск букв к слову»

В песке прячут буквы. Взрослый произносит слово, задача ребёнка найти только те буквы, которые есть в названном слове.

«Напиши букву (слог, слово)»

А) Поверхность песка выравнивается. Ребёнку выдаётся заострённая палочка и его просят написать букву (слог, слово).

Б) Ребёнку предлагаются фасоль, горох, бусины и т.д. и просят выложить нужную букву.

«Отгадай слово»

Поверхность песка выравнивается и на ней выкладываются картинки. Задача ребёнка записать первые звуки названий картинок и прочитать получившееся слово.

«Печатная машинка»

Перед ребёнком набор магнитной азбуки. Логопед произносит слово, ребёнок печатает его, используя буквы как штампы.

Игры, направленные на автоматизацию звуков в речи

«Тесто»

Ребёнку предлагается поиграть с песком, как с тестом: мять, стучать по песку, сжать его в кулак, а затем, медленно расслабляя пальцы, выпускать песок. Все действия с песком ребёнок сопровождает произнесением заданного звука.

«Ниточка»

Поверхность песка выравнивается. Ребёнку выдаётся заострённая палочка и предлагается нарисовать ниточку (верёвочку). Ребёнок ведёт палочкой по песку и произносит заданный звук (возможно использование пальца вместо палочки).

«Бусинки на ниточке»

Поверхность песка выравнивается и на ней рисуется линия (ниточка). Ребёнку предлагается сделать бусинки, нажимая пальцем на песок, при каждом нажатии произносить заданный звук. Размер бусинок зависит от того, каким пальцем ребёнок будет нажимать на песок.

«Шагалки»

Ребёнок шагает указательным и средним пальцем по поверхности песка, произнося заданный слог.

«Путешествие»

Поверхность песка выравнивается, на его поверхности располагаются картинки (игрушки) с заданным звуком. Ребёнок шагает по песку, произнося заданный звук (слог), до картинки, затем произносит название картинки, если он сделал это правильно, то забирает картинку себе.

 

Игры на формирование навыков звукового анализа и синтеза

«Звуковой анализ слова»

Перед ребёнком набор шариков (деталей мозаики) синего, красного, зелёного цвета. Логопед произносит слово или показывает картинку, задача составить на песке звуковую схему слова.

«Придумай слово» («Гольф»)

Поверхность песка выравнивается, пальцем делаются углубления – лунки. Ребёнку выдаётся шарик. Взрослый называет звук, ребёнок подбирает слово, начинающееся с заданного звука, и подталкивает шарик пальцем, так что бы он попал в какую-нибудь лунку. Если шарик прокатился мимо, то ребёнку необходимо вновь подобрать слово с заданным звуком. Как только шарик оказывается в лунке, логопед называет следующий звук и выдаёт другой шарик. Задача ребёнка заполнить все лунки шариками.

«Назови звук»

Поверхность песка выравнивается. Взрослый произносит слово и толкает шарик к ребёнку, задача ребёнка определить первый (последний) звук в слове, назвать его и вернуть шарик обратно, щёлкнув по нему пальцами.

«Забей гол» (дифференциация)

Из песка строятся ворота, которые отмечаются нужными звуками (картинками). Логопед называет слово и выдаёт шарик, задача ребёнка определить, какой звук слове и закатить шарик в нужные ворота.

«Паровоз» (определение место звука в слове)

Из песка лепятся 3 вагончика, затем ребёнку объясняется, что звук может быть вначале слова, т.е. ехать в первом вагоне, или в конце, т.е. в последнем вагончике или быть в серединке. Затем взрослый называет слова и выдаёт шарик (игрушку), задача ребёнка определить место звука в слове и закатить шарик (поставить игрушку) в нужный вагончик.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: