Формы предтестовых заданий

Виды педагогических тестов

 

По цели и по частоте использования педагогические тесты можно разделить на два вида: промежуточные тесты и аттестационные.

 

Промежуточные тесты. Проводятся во время учебного процесса по мере необходимости и отвечают следующим целям: текущий контроль, коррекция процесса обучения, выявление пробелов в знаниях, накопление объективных данных об учащихся.

 

Аттестационные тесты. Представляются в виде тестов достижений. Они проводятся в конце определенного учебного периода (учебного года, полугодия) с целью выявления итоговых знаний.

 

Уровни создания тестов

 

· «Упрощенный» – простой набор заданий.

 

· «Профессиональный», для которого характерны:

 

· научный отбор содержания;

 

· стандартизация формы задания;

 

· оценка свойств заданий и качества теста.

 

Разумеется, наибольший интерес представляет профессиональный подход к созданию тестов.

 

Теоретические основы педагогического теста

 

Прежде всего, следует отметить, что все характеристики качества теста имеют вероятностный характер. Под педагогическим измерением понимают научно обоснованное отображение концептуально определяемой системы знаний в некоторую эмпирическую шкалу.

 

Остановимся на понятийном аппарате теории тестов.

 

Предтестовое задание – это единица материала, форма и содержание которого удовлетворяют ряду требований, обусловленных спецификой теста.

 

Тестовое задание – это предтестовое задание, оценки параметров которого удовлетворяют критериям качества.

 

Тест – это система тестовых заданий, упорядоченных в рамках определенной стратегии предъявления и позволяющих эффектно оценить уровень подготовки испытуемых по некоторой шкале.

 

Содержание теста – отображение содержания предметной области (дисциплины) в системе заданий.

 

Содержание теста должно обосновываться и планироваться. Рассмотрим основные критерии качества содержания теста.

 

· Критерий полноты (полнота содержания дисциплины) определяется процентным отношением охвата тем в опросе. То есть, если дисциплина, например, содержит 100 тем, а опрос в той или иной степени включает 80 тем, то можно говорить, что охват – 80% дисциплины.

 

· Оценка значимости содержания задания. Если оценивать задания по следующей шкале: «1» – второстепенное; «2» – значимое; «3» – опорный элемент содержания, то целесообразно стремиться к средней оценке примерно «2,7».

 

· Соответствие содержания теста цели его создания.

 

Формы предтестовых заданий

 

В настоящее время в различных источниках наблюдается большое количество названий форм предтестовых заданий. Мы постараемся систематизировать данную информацию. Существует четыре формы предтестовых заданий. Разберем их вкратце, и рассмотрим, какие методики характерны для каждого случая.

 

Задания на множественный выбор (задания с закрытой формой). Преподаватель формулирует основную часть задания и ответы к заданию. Среди ответов, как правило, один правильный. Для контроля такие задания очень удобны, т.к. можно охватить большой объем материала и затраты на проверку результатов невысоки.

 

В зависимости от ситуации возможны следующие инструкции (действия тестируемого):

 

· обведите номер или букву правильного ответа,

 

· обведите номера всех правильных ответов (если их несколько),

 

· обведите номер наиболее правильного ответа,

 

обведите номер неправильного ответа (если правильных ответов больше). На 50 заданий таких вопросов разрешается не более 3х.

 

Инструкцию пишут обычно один раз – в начале теста. В компьютерном варианте целесообразнее использовать инструкцию «Выберите номер правильного ответа», причем она должна быть в каждом кадре (слайде).

 

Задания закрытой формы наиболее технологичны. Именно они представляют для нас наибольший интерес, с точки зрения составления, обработки и анализа результатов и применения обратной связи. Мы ограничиваем область значений ответов, создавая облегченные условия для анализа результатов. Следует следить, чтобы учащиеся не ощущали дискомфорт при прохождении теста, т.к. в этом случае результаты опроса будут искажены. Тесты с закрытой формой предтестовых заданий могут содержать два или больше варианта ответов. Задания с двумя вариантами ответов предназначены для экспресс-диагностики. За 15-20 минут можно предъявить учащемуся 50-70 заданий. Несмотря на высокую вероятность угадывания правильного ответа (50%), задания такого типа наиболее технологичны, а за счет большого количества заданий, можно в явной форме определить, знает ученик тему, или нет. Однако, варианты ответов должны быть содержательного плана, а не по принципу «Да – нет».

 

Задания с большим числом вариантов ответов имеют меньшую вероятность угадывания. Оптимально использовать 4-5 вариантов ответа.

 

В заданиях с закрытой формой большое внимание уделяется дистракторам (рассеивателям внимания) – неправильным ответам в заданиях. Те ошибки, которые встречаются у учащихся чаще всего – наиболее правдоподобные дистракторы. В классической теории тестов сформулирован ряд требований к дистракторам, причем некоторые из этих требований считаются категоричными и требуют строжайшего выполнения. Рассмотрим основные из них.

Основные требования к дистракторам в классической теории тестов

1. Все дистракторы к одному заданию должны быть равновероятно правдоподобны (общее количество неправильных ответов к одному заданию, полученное разными учащимися должно быть одинаково). Если какой-то дистрактор никто не выбирает – его нужно удалять. Нужно тщательно анализировать дистракторы.

2. В тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок.

3. Задание должно иметь простую синтаксическую конструкцию – не более одного придаточного предложения. Рекомендуется 2 конструкции: «что есть что» и «если – то».

4. В основную часть задания рекомендуется включать не более 7-8 слов.

5. Цепочная логика при разработке тестов исключается. Задания должны быть независимыми.

6. В основную часть задания рекомендуется включать как можно больше слов (из ответов), а для ответов – ключевые слова.

7. Все ответы к одному заданию должны быть приблизительно одинаковой длины.

8. Из текста задания необходимо исключить все вербальные ассоциации, способствующие угадыванию правильного ответа.

9. Частота выбора номера правильного ответа должна быть одинакова по тесту (либо номер правильного ответа случайным образом выбирается компьютером).

10. Текст задания освобождается от всякого иррелевантного («постороннего») для заданной проблемы материала.

11. В заданиях нельзя использовать оценочные суждения типа: «не считаете ли вы»; «как вы полагаете» и т. п.

12. Задание с отрицанием в основной части использовать не более одного-двух раз в тесте.

13. Ответ на каждое задание в тесте не должен помогать выполнению других заданий.

14. Текст задания формулируется в логической форме высказывания, которое становится истинным или ложным в зависимости от ответа учащегося.

Одним из недостатков заданий закрытой формы является то, что два неправильных ответа на один и тот же вопрос оцениваются одинаково. Для решения этой проблемы, предлагается ранжировать варианты ответов по «степени неправильности» (например: «в корне неправильно»; «скорее неправильно, чем правильно»; «не совсем правильно» и т. д.).

Другой серьезный недостаток таких заданий заключается в том, что правильные ответы на два разных вопроса оцениваются одинаково. Наиболее целесообразным здесь видятся ранжирование вопросов по степени сложности и определение весовых коэффициентов для каждого вопроса.

Своеобразным «бичом» заданий закрытой формы считается угадывание. Наиболее характерными мерами устранения этого недостатка считаются ввод поправки на угадывание, а также увеличение числа вариантов ответов. Чем больше вариантов ответов, тем ниже вероятность угадывания. Однако не следует увлекаться чрезмерным увеличением этого числа. Оптимальным считается 4-5, максимум 7 вариантов ответов.

Открытые задания. В открытых заданиях учащийся сам формулирует ответ в виде числа, формулы, слова и т. д. Эти задания очень нетехнологичны, однако делать их достаточно легко. И они часто используются педагогами в процессе текущего контроля.

Задания на соответствие. Данные задания рекомендуются для использования в текущем контроле. Обычно инструкция к таким заданиям выглядит так: «дополните», «установите соответствие».

Задания на установление правильной последовательности действий. Типовая инструкция представляется так: «установите правильную последовательность», «выстройте в правильной последовательности». Данный вид заданий удобно использовать при проверке знаний, например, по истории.

Итак, самые технологичные и удобные: закрытые задания при итоговом контроле, при обучении – открытые, при текущем контроле – задания на соответствие и на установление последовательности.

Существует группа требований, характерная для всех заданий.

1. Наличие стандартной инструкции.

2. Наличие фиксированных мест для текста задания, инструкций и ответа.

3. Наличие эталона (или эталонов) правильного ответа.

4. Наличие правила оценивания результата выполнения теста.

Как известно, тесты создаются в целях получения объективных и сопоставимых оценок знаний учащихся. Полнота отображения зависит от подхода к созданию теста.

Подходы к созданию теста

Нормативно-ориентированный (norm-referenced) подход позволяет сравнивать учебные достижения отдельных учащихся друг с другом. Математические методы, применяемые при конструировании и оценке качества нормативно-ориентированных тестов, рассчитаны на модель нормального распределения и основываются в основном на корреляционном анализе.

Критериально-ориентированный (criterion-referenced) подход позволяет оценивать, в какой степени каждый учащийся овладел необходимым учебным материалом. Критериально-ориентированные тесты представляют собой систему заданий, позволяющую измерить уровень учебных достижений относительно полного объема знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учащимися.

Подход к интерпретации тестового балла является основным критерием для разделения тестов на нормативно- и критериально-ориентированные. Вместе с тем эти два типа тестов различаются и по методам конструирования, и по особенностям применения.

В рамках нормативно-ориентированного подхода результат каждого испытуемого трактуется по отношению к некоторым нормам выполнения теста, которые устанавливаются эмпирически на выборке испытуемых.

В критериально-ориентированном подходе результаты интерпретируются по отношению к некоторой содержательной области и описываются в терминах усвоенных знаний, умений и навыков. В этих тестах закладывается то, что можно принять за 100%.

 

Современное преподавание немыслимо без тестовой системы контроля знаний. Необходимость качественной подготовки учащихся к экзаменам (в том числе к ЕГЭ), годовой аттестации, текущей проверке обуславливает внедрение новых методов контроля знаний через тестовые системы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: