Вышеописанные общие теории, а также множество других специальных теорий, проверяют с помощью экспериментальных парадигм. Подобные исследования позволяют манипулировать средовыми факторами в дополнение к тонкой оценке когнитивных и поведенческих характеристик. Разработано множество различных исследовательских парадигм для изучения когнитивных феноменов в экспериментальных условиях, и сейчас имеется обилие литературных источников по этой теме. Здесь мы рассмотрим лишь некоторые из ключевых тематических исследований, концентрирующих внимание на наиболее существенных когнитивных аспектах.
Внимание
Задания на сканирование. Бек и Эмери (Beck & Emery, 1985) и другие теоретики считают, что тревожные люди чаще проявляют сверхбдительность в отношении угрожающих стимулов, а это означает, что они будут сканировать среду на наличие угрожающей информации быстрее и тщательнее, чем нетревожные люди.
В исследованиях, изучавших этот феномен, Люборски, Блиндер и Шимек (Luborsky, Blinder & Schimek, 1965) демонстрировали участникам картинки с сексуальным, агрессивным или нейтральным содержанием. Показателями деятельности сканирования (внимательного разглядывания) служили данные о движениях глаз. Репрессоры сканировали меньше, чем сенситивы. По-видимому, это указывает на то, что тревожность как черта действительно связана со сверхбдительностью.
|
|
Однако Хейли (Haley, 1974) установил, что во время просмотра фильма о несчастном случае на работе и репрессоры, и сенситивы сканировали больше, чем участники, которые не были ни репрессорами, ни сенситивами. Хотя этот факт говорит не в пользу гипотезы, согласно которой тревога должна способствовать более тщательному сканированию, некоторые данные в исследовании Хейли показывали, что сенситивы больше фокусировались на стрессовом содержании, чем репрессоры. Стоит отметить, что в исследовании Люборски, Блиндера и Шимека использовались статичные изображения (а не движущиеся, которые требуют более интенсивного движения глаз), и что вытеснение оценивалось при помощи теста чернильных пятен Роршаха — проективной техники, которая редко применяется в современных экспериментальных исследованиях.
Халперин (Halperin, 1986) показывал участникам статичные картинки с сексуальным, насильственным или нейтральным содержанием. В картинках с сексуальным и насильственным содержанием имелись ключевые места, которые отвечали за большую часть эмоционального эффекта. Халперин обнаружил, что репрессоры посвящали изучению этих мест на картинках обоих типов значительно меньше времени, чем сенситивы, а это позволяет предположить, что высоко тревожные индивидуумы могут сканировать среду в большей степени, но что это более интенсивное сканирование необязательно ограничивается угрожающими стимулами.
|
|
Задания на отвлекаемость. Некоторые исследователи (см., например, Easterbrook, 1959) полагали, что тревога способствует суженному, или более сфокусированному, вниманию, и, следовательно, тревожные люди должны отвлекаться меньше, чем нетревожные. Однако, как мы видели, другие утверждают, что тревога способствует сверхбдительности, и что тревожные люди отвлекаются легче. Как бы то ни было, точные прогнозы на основании этих теорий сделать трудно. Если тревожные люди сканируют среду на наличие угрожающей информации в большей степени, чем нетревожные, тогда их будут легче отвлекать угрожающие отвлекающие факторы. Если тревожные люди просто сканируют среду быстрее и тщательнее, чем нетревожные тогда их будут легче отвлекать любые посторонние факторы.
Чтобы изучить отвлекающее влияние тревожных и нейтральных стимулов, Мэтьюз и Мак-Леод (Mathews & MacLeod, 1986) провели эксперимент на дихотомическое слушание. Участников просили «отследить» (проговорить вслух) отрывки речи, которые воспроизводились по одному из каналов пары стереонаушников. Угрожающие и нейтральные слова звучали по второму каналу, на который внимание не направлялось; посттестовая проверка показала, что эти слова не были выявлены участниками. Однако Мэтьюз и Мак-Леод все-таки обнаружили, что угрожающие слова, передававшиеся по второму каналу, отразились на качестве отслеживания в большей степени, чем нейтральные слова. Этот результат был получен только для тревожных участнико в, показывая, что угрожающие стимулы отвлекают тревожных людей легче, чем неугрожающие, и что это происходит за счет подсознательных процессов. Однако величина эффекта для этого результата была небольшой, означая, что какие бы то ни было недостатки выполнения работы у тревожных людей, возможно, и не имеют практического значения.
Мэтьюз с коллегами (Mathews et al., 1990) сообщил об аналогичном эффекте. Три группы людей (страдавшие на текущий момент генерализованным тревожным расстройством [generalised anxiety disorder, GAD], недавно перенесшие GAD и здоровые контрольные участники) получили задание объяснить слова; при этом им предъявлялись отвлекающие слова, которые были либо угрожающими, либо неугрожающими. Участники с актуальной тревогой отвлекались обоими наборами отвлекающих слов в большей степени, чем контрольные участники, тогда как те, кто недавно перенес GAD, отличались от контрольной группы только в случае угрожающих слов. Это позволяет предположить, что высокая тревожность предрасполагает индивидуума к повышенной уязвимости перед угрожающими отвлекающими стимулами, но что только текущая тревога влияет на уязвимость перед любым отвлекающим стимулом. Однако было бы полезно проверить этот вывод в условиях, когда можно манипулировать состоянием тревоги.
Согласно теории продуктивности обработки информации Айзенка, тревожные люди должны отвлекаться легче при воздействии любого отвлекающего стимула. Грейдон и Айзенк (Graydon & Eysenck, 1989) установили, что отвлекаемость, по-видимому, возрастает, когда высоки требования к обработке информации. Айзенк (1992) утверждал, что волнения или ощущения тревоги поглощают ресурсы внимания, в результате чего любая задача по обработке информации становится более трудоемкой. Если тревога связана с усиленным выявлением и обработкой угрожающих стимулов, это должно делать тревожных людей более восприимчивыми к любому отвлекающему стимулу, и в особенности к угрожающему. Подтверждения этого предположения можно найти в исследовании Айзенка и Грейдона (1989). Участников просили прочитать последовательности букв и выполнить с ними числовые операции (например: JULI + 3 =? [Ответ: MXOL]).Авторы обнаружили, что хотя между тревожной и нетревожной группами и не было различий в случае бессмысленного отвлекающего стимула, но тревожные люди отвлекались больше, чем нетревожные, при воздействии неугрожающего отвлекающего стимула, который был связан с выполняемым заданием.
|
|
Задача Струпа. Задания Струпа (Stroop) являются еще одной формой задач на отвлекаемость. В оригинальном задании Струпа используется перечень слов, представляющих собой названия цветов (например: «КРАСНЫЙ» и «ОРАНЖЕВЫЙ»). Эти слова напечатаны краской разного цвета, причем между написанным словом и краской, использованной для этого слова, нет никакой связи. Например, слово «КРАСНЫЙ» может быть напечатано синей краской, а слово «ОРАНЖЕВЫЙ» — зеленой. Участников просят последовательно просматривать слова и называть цвет краски, которой напечатано каждое слово, игнорируя при этом его значение. К примеру, если слово «КРАСНЫЙ» напечатано синей краской, ожидается, что участник скажет: «Синий». Это задание отличается сложностью, поскольку при его выполнении требуется подавить непроизвольную активность распознавания семантических характеристик слов (Martin, 1978). Несмотря на то, что идентификация цветов — это задание, которое обычно выполняется быстро и легко, семантические значения могут легко отвлечь участников.
Общая парадигма в когнитивных исследованиях тревоги представляет собой модифицированное задание Струпа. В этом задании участникам показывают перечень слов, которые отличаются по эмоциональной значимости. Слова снова напечатаны разным цветом. Участников просят просмотреть перечень и назвать цвет краски для каждого слова, игнорируя написанное слово. По-видимому, участникам требуется больше времени на то, чтобы сообщить цвет краски для слов, которые привлекают их внимание. Многочисленные исследования показывают, что участникам, страдающим тревожными расстройствами, требуется больше времени на то, чтобы прореагировать на угрожающие слова (такие как «страдание», «раненый» или «насильственный»), чем на нейтральные слова, по сравнению со здоровыми участниками (Martin, Williams & Clark, 1991). Например, Мэтьюз и Мак-Леод (Mathews & MacLeod, 1985) установили, что пациенты с GAD медленнее называют цвета слов, связанных с угрозой, чем нетревожные люди. Однако Мартин, Уилльямс и Кларк обнаружили, что при высокой тревожности, но не достигающей уровня клинической, люди быстрее называют угрожающие слова, чем участники со средними и низкими уровнями тревожности.
|
|
Мартин, Уилльямс и Кларк показали, что пациенты с GAD медленнее называют цвета связанных с угрозой слов, чем непациенты с такими же уровнями тревожности. Это позволяет предположить, что хотя тревога может играть роль в отвлекаемости, направление внимания на слова, связанные с угрозой, было обусловлено непосредственно наличием GAD, или каким-то иным фактором, относящимся к перенесению этого расстройства.
Проблема с модифицированным заданием Струпа состоит в том, что участники, в особенности клинические пациенты, способны угадать, каким должен быть ожидаемый паттерн реакций, а это может понизить надежность результатов. К примеру, арахнофобы (люди с иррациональной боязнью пауков) могут знать, что их выбрали для эксперимента из-за их фобии, и это может приводить к тому, что они будут, осознанно или неосознанно, замедлять свои реакции на определенные слова. Еще одна проблема и с заданиями Струпа, и с дихотомическим слушанием заключается в том, что они предполагают вербальные ответы участников. Вербальные ответы требуют относительно большой когнитивной активности, и, соответственно, на эксперимент может влиять больше посторонних переменных. Подобное знание может не влиять на предрасположенность участников до выполнения задания на внимание, но как только они увидели и прочитали слово «ПАУК», это знание может отразиться на скорости их вербальных реакций. Одним из решений обеих проблем является ограничение степени когнитивной активности, требуемой для ответа.
Задание с перемещающейся точкой. Одной из альтернатив вышеописанным парадигмам является задание с перемещающейся точкой (MacLeod, Mathews & Tata, 1986). Выполняя это задание, участники сидят перед монитором компьютера и следят за нейтральным
точечным стимулом, появляющимся на экране. Точка появляется либо в верхней, либо в нижней части экрана. В каждом случае участников просят нажимать на определенную кнопку. Кроме того, непосредственно перед предъявлением точки на экране высвечивается пара слов (одно нейтральное, а другое связанное с угрозой). Одно из слов появляется в верхней половине экрана, а второе — в нижней. Угрожающие и нейтральные слова появляются с равной вероятностью в каждой из половин экрана, так же как и точка.
Используя это задание, Мак-Леод, Мэтьюз и Тата (MacLeod, Mathews & Tata, 1986) продемонстрировали, что тревожные участники (пациенты с GAD) быстрее, чем нетревожные, обнаруживали точку, когда она появлялась в той половине экрана, где перед этим демонстрировалось слово, связанное с угрозой. Эти результаты были повторены для слов, связанных с социальной угрозой, на которых пациенты с социальной фобией заостряли больше внимания, чем контрольные участники (Asmundson & Stein, 1994).
При этом снова можно поставить под сомнение экологическую валидность рассмотренных исследований. Манипуляция словами совершенно очевидна, и не исключена догадка участника, что эти слова отличаются особыми свойствами. В частности, слова, связанные с угрозой, обладают более характерными особенностями, чем их нейтральные двойники, поскольку все они принадлежат к относительно узко определенной категории — «угроза», тогда как нейтральные слова берутся из более широкой категории слов. Поэтому человеку относительно просто понять, что перед ним группа связанных с угрозой слов, но сложнее выявить подобный четкий паттерн в неугрожающих словах. Соответственно, это знание может отражаться на действиях человека. Намного более строгим подходом было бы брать нейтральные слова из категории, которая столь же узка, например слова, связанные с работой (офис, письменный стол, предприятие, «текстовый редактор» и т. д.).
Значение экспериментов на внимание. Эксперименты на внимание могут быть очень изощренными. К примеру, задание с точкой оставляет очень мало возможностей для влияния посторонних переменных. Это крайне важно для понимания того, как тревога и стресс отражаются на фундаментальных когнитивных процессах, таких как концентрация внимания и выявление стимулов. Но затем требуются дополнительные полевые исследования, чтобы проверить результаты, которые должны быть воспроизводимы в условиях реальной жизни. Как только такие исследования проведены, можно разрабатывать
терапевтические подходы. Поэтому основная задача когнитивных психологов — проверить теории и определить базовые процессы, которые могут указать направление прикладных исследований.
Интерпретация и память
Тенденциозность интерпретации. Эксперименты на тенденциозность интерпретации призваны определить степень, в которой тревога влияет на то, как мы интерпретируем неоднозначные стимулы. Предполагается, что тревожные индивидуумы будут интерпретировать неопределенные стимулы как угрожающие. В исследованиях, проведенных Мак-Леодом (MacLeod, 1990), тревожные и нетревожные участники слушали фразы, которые можно было проинтерпретировать различным образом, в зависимости от интерпретации одного слова-омофона, которое могло иметь или нейтральное, или угрожающее значение, например: die/dye (умирать/красить), break/ brake (ломать/тормозить). После того как произносилась каждая фраза, участникам задавали вопросы на понимание, чтобы оценить их интерпретацию каждой фразы. Результаты Мак-Леода показали, что высоко тревожные индивидуумы значимо чаще, чем нетревожные, давали более угрожающую интерпретацию. Однако подобная процедура не избегает необъективности ответов; хотя участники могут производить схожие первоначальные интерпретации стимулов, нетревожные люди могут просто реже сообщать об угрожающих интерпретациях.
Айзенк с коллегами (Eysenck et al., 1991) в еще одном эксперименте на интерпретацию неопределенности попытался избежать тенденциозности реакции. Тревожным и нетревожным участникам предлагались двусмысленные и нейтраль-ные предложения. Затем с участниками проводили тест на узнавание, в котором им предлагались перефразированные варианты первоначальных предложений. Перефразированные варианты были менее двусмысленными, будучи по смыслу ближе или к угрожающему, или к неугрожающему значению первичного предложения. Результаты тестов на узнавание показали, что тревожные участники чаще, чем нетревожные, давали более угрожающие интерпретации двусмысленным стимулам. Одна из проблем с этим результатом состоит в том, что невозможно определить, является ли связанная с тревогой тенденциозность интерпретации эффектом в режиме «он-лайн» — т. е. автоматическим разрешением двусмысленности, или же ретроспективным процессом, использованным во время задания на узнавание (Hitchcock & Mathews, 1992). В попытке разрешить эту проблему Мак-Леод и Коэн (MacLeod & Cohen, 1993) проверили, как участники интерпретируют двусмысленный текст в режиме «он-лайн» (т. е. незамедлительно). Использовались отрывки текста, которые содержали двусмысленное предложение с возможностями одной эмоционально негативной и одной нейтральной интерпретации, за которым следовала фраза-продолжение только с одной интерпретацией. Мак-Леод и Коэн обнаружили, что когда продолжение соответствовало нейтральной интерпретации, высоко тревожным участникам требовалось больше времени на понимание отрывков, чем людям с низкой тревожностью, а это показывало, что высоко тревожные участники уже заранее придали двусмысленному предложению негативную окраску, обуслови-вшую более продолжительное понимание фразы, которая противоречила их первоначальному представлению.
В последнее время тенденциозность интерпретации привлекает большое внимание исследователей, причем интерпретация стимулов стала центральной особенностью в нескольких моделях тревоги (см., например, Eysenck, 1997; Williams et al., 1988,1997; Mogg & Bradley, 1998; Mogg et al., 2000). Так, согласно Айзенку (1997), тенденциозность интерпретации должна иметь противоположную направленность в высоко и низко тревожных группах. Деракшан и Айзенк (Dera-kshan & Eysenck, 1997) предположили такие последствия этого, что высоко тревожные индивидуумы будут преувеличивать тревожность собственного поведения в социальных ситуациях. Напротив, репрессоры должны обладать противоположной тенденциозностью интерпретации и недооценивать тревожность своего поведения. Исследователи получили в двух экспериментах данные, подтверждающие эти прогнозы.
Тенденциозность памяти. В предыдущем разделе были приведены данные, которые подтверждают гипотезу, что повышенные уровни тревоги ведут к избирательной обработке негативных стимулов. Также было показано, что тревожные люди могут лучше припоминать негативные стимулы, благодаря обусловленной настроением тенденциозности памяти, когда индивидуумы лучше припоминают материал, соответствующий их настроению во время припоминания. Однако в настоящее время имеется незначительное число данных, подтверждающих идею, что тенденциозность имеет место в случае припоминания эмоционально негативных стимулов. Фактически, ряд исследований показал, что у высоко тревожных участников припоминание негативных стимулов ухудшается (см., например, Mogg, Mathews & Weinman, 1987). Данные, противоречащие идее о тенденциозности припоминания, получены в исследовании Наджента и Минеки (Nugent & Mineka, 1994), в котором возможности имплицитной и эксплицитной памяти изучались в группах высоко и низко тревожных участников. (Строго говоря, эксплицитная память относится к информации, которую можно сознательно припомнить, тогда как имплицитные воспоминания не возникают «по заказу», но их существование может проявиться, к примеру, во время работы над заданиями.) В эксперименте Наджента и Минеки участники оценивали свое отношение к понятиям, общим количеством 64 слова, из группы, содержавшей равное количество позитивных и нейтральных слов, а также слов с социальной и физической угрозой. Затем с участниками проводили тест на имплицитную память (завершение слов только на основании предъявленного корня), тест на эксплицитное припоминание и тест на эксплицитное узнавание. В двух экспериментах не было обнаружено какой-либо тенденциозности имплицитной памяти для слов, связанных с угрозой. Тенденциозность для связанных с угрозой слов в тесте на эксплицитное припоминание была выявлена у тревожных участников в одном эксперименте, но не была получена повторно. Эти результаты позволили Надженту и Минеке заключить, что данные в пользу тенденциозности припоминания у тревожных участников в лучшем случае двусмысленны. Этот вывод подтверждают Мэтьюз и Мак-Леод (Mathews & MacLeod, 1994), указывая, что с облегченным припоминанием эмоционально негативного материала, по-видимому, связана депрессия, а не тревога.
Несколько исключений из этого паттерна было выявлено для воспоминаний автобиографического характера (см., например, Burke & Mathews, 1992; Richards & Whittaker, 1990), хотя, опять же, недавние исследования ставят под сомнение надежность этих результатов. В исследованиях автобиографической памяти участникам предлагают слова и просят припомнить какое-то событие из личной жизни, связанное с каждым словом. Как правило, используются комбинации негативно и позитивно нагруженных слов, и оценивается латентный период припоминания (г. е. время, необходимое для припоминания) каждого слова. Ричарде и Уиттейкер установили, что высоко тревожные участники быстрее припоминали события, связанные со словами, относящимися к тревоге, чем со словами, относящимися к счастью. Однако когда Леви и Минека (Levy & Mineka, 1998) провели схожий эксперимент, который включал использование нейтральных слов в качестве базового условия, то не выявили никаких различий в латентности припоминания между высоко и низко тревожными группами. Леви и Минека указывают, что между их исследованием и экспериментом Ричардса и Уиттейкера имелось множество процедурных различий. Однако невозможность концептуально воспроизвести эксперимент Ричардса и Уиттейкера (наряду с отрицательными результатами в отношении тенденциозности, часто получаемыми в исследованиях неавтобиографических воспоминаний) заставляет их скептически смотреть на данные, касающиеся обусловленной настроением тенденциозности памяти в случае тревоги.
В недавнем превосходном обзоре литературы по тенденциозности имплицитной памяти Руссо, Фокс и Боулз (Russo, Fox & Bowles, 1999) предлагают три критерия, которым, по необходимости, должны удовлетворять исследования при демонстрации тенденциозности имплицитной памяти:
1. Должно иметь место значимое взаимодействие между состоянием тревоги и словами, классифицированными по степени эмоционального воздействия.
2. Высоко тревожные индивидуумы должны демонстрировать больший отклик на слова, связанные с угрозой, чем низко тревожные индивидуумы, и такие же или более низкие уровни отклика на нейтральные слова.
3. Высоко тревожные индивидуумы должны демонстрировать значимо более высокие уровни отклика на слова, связанные с тревогой, по сравнению с откликом на нейтральные слова.
На основании обзора литературы и собственной экспериментальной работы Руссо, Фокс и Боулз заключают, что нет убедительных данных в пользу тенденциозности имплицитной памяти у высоко тревожных индивидуумов, а также утверждают, что парадигма тенденциозности имплицитной памяти не годится для изучения различий между высоко и низко тревожными людьми и для интеграции информации.
Значение исследований интерпретации и памяти. Эксперименты, касающиеся интерпретации и памяти, опираются на задания, которые более приближены к реальной жизни, чем задания на исследование внимания. Поэтому легче увидеть их потенциальные приложения. Например, исследования тенденциозности интерпретации позволяют получить представление о том, каким образом индивидуум, который уже испытывает давление и тревогу, например на производстве, может воспринимать внешне нейтральные события как более стрессовые (феномен, описанный как вторичный стресс, Флетчером — Fletcher, 1991). Они могут также указывать на возможные подходы к терапии.
Исследования тенденциозности памяти также имеют потенциальное значение для прикладных исследований и лечения депрессии. Так, Уилльямс с коллегами (Williams et al., 1996) перенес экспериментальные подходы к тенденциозности памяти на изучение депрессии, рассматривая содержание, а не просто эмоциональную тенденциозность автобиографической памяти суицидальных пациентов. Он обнаружил, что они, как правило, плохо помнят определенные события. Автор полагает, что это влияет на разрешение проблем, когда подобные пациенты сталкиваются с трудностями, так как не могут извлечь из памяти воспоминания об определенных действиях, которые могли бы им помочь справиться с проблемами. Что же касается тревоги, то отсутствие в настоящий момент данных в пользу тенденциозности припоминания не позволяет исследователям приложить к чему-либо результаты, полученные в этой области.