Организационно формы оптовой торговли в РФ в отечественной и зарубежной практике. Преимущества отдельных организационно- правовых форм, факторы выбора той или иной формы.
Что такое оптовая торговля?
Оптовая торговля представляет собой сеть структурных образований всех форм собственности, осуществляющих коммерческое посредничество между производством товаров и розничной торговлей, общественным питанием, а также товароснабжение торговой сети и других оптовых покупателей, оказывающих складские, коммерческие, маркетинговые и иные работы и услуги.
Организационные формы оптовой торговли в РФ
Оптовую продажу товаров осуществляют юридические лица и их обособленные подразделения всех форм собственности: (будь то) оптовые, оптово-посреднические, снабженческие, сбытовые и другие предприятия.
Так, среди оптовых торговых и посреднических организаций выделяют такие, которые:
1) осуществляют сделки с товаром от своего имени и за свой счет;
2) совершают сделки по покупке и последующей перепродаже товаров в качестве представителей;
|
|
3) содействуют продвижению товара, не совершая непосредственно торговых сделок.
Далее можно выделить следующие организационные формы оптовой торговли:
· Ярмарочно – выставочная оптовая торговля
· Внеярмарочная форма оптовой торговли
· Рыночная форма оптовой торговли
· Организуется производителем на основе прямых связей
· Организуется через независимые оптовые торгово – посреднические компании
· Организуется через частных оптовых посредников
Ярмарочная, внеярмарочная и рыночная формы оптовой торговли.
Оптовая ярмарка как форма организации оптовой торговли характеризуется проведением в определенном месте и в определенное время торгов с целью оптовой закупки и продажи товаров.
По определению Союза международных ярмарок, ярмарка как международная экономическая выставка образцов представляет собой крупный рынок товаров. Она действует в одном и том же месте и в течение ограниченного периода времени. На ней экспонентам разрешается представлять образцы своей продукции. Цель ярмарок - заключение торговых сделок.
Оптовая ярмарка - оптовый рынок товаров, организуемый в определенном месте и на определенный срок, где устанавливаются хозяйственные связи и заключаются договоры купли-продажи товаров.
Оптовая ярмарка как одна из правовых форм оптовой торговли может иметь правовой статус юридического лица или не быть таковым. Ярмарки могут быть местными, республиканскими и международными. По экономическому значению различают ярмарки по формированию рыночных ресурсов и коммерческие ярмарки. Координацию работы по формированию рыночных ресурсов на оптовых ярмарках осуществляет Министерство торговли РФ. По специализации ярмарки могут быть универсальными, специализированными и смешанными. Участниками оптовых ярмарок могут быть коммерческие организации, юридические лица всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, иностранные продавцы и покупатели.
|
|
Использование ярмарочной формы организации оптовой торговли имеет ряд преимуществ.
Во-первых, покупатели на ярмарке вправе знакомиться с образцами товаров и выбирать те из них, которые удовлетворяют потребности населения.
Во-вторых, в процессе ярмарочной торговли упрощается и ускоряется процедура заключения договоров и разрешения возникающих разногласий.
В-третьих, ярмарочная торговля позволяет наладить постоянные контакты между продавцами и покупателями, изготовителями и торговыми предприятиями.
Внеярмарочная форма оптовой торговли предполагает оптовую торговлю товарами повседневного спроса, когда информация о товарах известна покупателям из рекламы, переписки, переговоров, личных контактов.
К рыночной форме оптовой торговли относятся:
· товарные биржи,
· торги,
· аукционы,
· оптовые рынки.
Товарная биржа - регулярно функционирующий оптовый рынок какого-либо товара.
Торги - такая форма организации оптовой торговли, при которой продавцы конкурируют между собой за предоставление покупателям наиболее выгодных условий для продажи товаров.
Торги (тендер) проводятся в форме аукциона или конкурса. Аукцион характеризуется продажей товаров с публичного торга в заранее установленное время и в заранее назначенном месте. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
Выигравшим конкурс признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организаторами торгов, предлагает лучшие условия.
Участниками конкурса или аукциона должны быть два и более лица, поскольку аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо, а в закрытых - только лица, специально приглашенные для этой цели.
Организаторы торгов должны известить об их проведении не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение о проведении торгов должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Организатор открытых торгов, сделавший извещение (если иное не предусмотрено законодательством или в извещении о порядке проведения торгов), вправе отказаться от аукциона в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, а от конкурса - не позднее, чем за тридцать дней до его проведения.
В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный или реальный ущерб. Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашаемым им участникам реальный ущерб, независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов. Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания договора утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка. Если по условиям торгов разыгрывается только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
|
|
Оптовые рынки
В России участниками оптового рынка являются оптовые продовольственные рынки. Это - коммерческая организация, проводящая операции по купле-продаже продовольствия в определенных местах и по установленным правилам. Причем оптовый продовольственный рынок самостоятельно куплей-продажей не занимается. Не допускаются к участию в торгах на нем и физические лица. Такие рынки существуют и в ряде европейских государств, например, в Республике Польша. В Республике Беларусь создан Минский продовольственный оптовый рынок.