Формирование государственной политики

Формирование и реализация государственной политики в отношении казачества сопровождается острой политической борьбой. У казачества много противников в рядах некоторых политических движений и особенно среди представителей национальных республик во всех органах государственной власти России.

На основании ярлыка, изобретенного Троцким и Свердловым, – о казачестве как о народе-нагаечнике, противники казачества, объявили его реакционным сословием, планомерно выступают против включения казаков в список репрессированных народов и выводе казаков из поля действия Закона «О реабилитации репрессированных народов».

Основной причиной и поводом для противодействия казачеству стал непоследовательный подход Президентской власти к реабилитации казачьего народа. Он отличается от подхода принятого Законом по отношению ко всем остальным репрессированным народам, что стало причиной не только противодействия, но и разногласий между Президентской и Законодательной властью по формированию и реализации государственной политики в отношении казачества. Эти разногласия разделили в свое время казачье движение на «президентских» и «парламентских» казаков.

Процедура формирования и реализации государственной политики по решению любой проблемы включает несколько направлений деятельности государственных органов власти. К основным из них относятся:

- разработка нормативно-законодательной базы;

- осуществление организационно-управленческих мероприятий;

- осуществление финансово-экономических мероприятий.

Необходимо подчеркнуть красной чертой, что в отношении казачества деятельность власти осуществлялась преимущественно в области создания нормативно-законодательной базы.

Деятельность органов власти по осуществлению финансово-экономических мероприятий по возрождению казачества носила случайный, ситуационный характер.

Казачество – это единственный репрессированный народ России, в отношении которого разработан целый сборник документов. За 20 лет только на федеральном уровне принято два Закона, две Концепции государственной политики в отношении казачества, одна Федеральная целевая программа, одна региональная программа и около двух сотен указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Общее свойство всех этих документов заключается в том, что ни один из них реально не работает.

Несмотря на явную переизбыточность законодательной базы, государство уже более 20 лет не может обеспечить даже малейшей реализации прав казачества на реабилитацию.

Законодательная база по казачеству формировалась и формируется главным образом путём принятия указов Президента России и постановлений Правительства России. По своему содержанию это многообещающие документы. Однако главное их свойство, как уже указывалось, в том, что они не работают.

Не работающие, или как их называют казаки – «мёртвые» – законы, указы и постановления в отношении казачества на сегодня являются основным достижением государственной политики РФ в отношении российского казачества за 20 лет.

Проводить анализ всех этих «мёртвых» указов нет времени. Остановлюсь на основных, благодаря которым казачье движение было расколото, дезорганизовано, а сегодня целенаправленно заведено в тупик.

Первыми документами, принятыми в интересах реализации Закона «О реабилитации репрессированных народов» были Указ Президента РФ от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» и Постановление Верховного Совета РФ «О реабилитации казачества» от 16 июля 1992 г. № 3321-1.

Методология разработки и принятия этих документов была предложена Верховным Советом РФ. Президентская сторона согласилась. Верховный Совет РФ принимает постановление «О реабилитации казачества» и на его основе издаётся Указ Президента РФ «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества».

Указ должен был дать механизм реализации прав и обязанностей казаков в области трёх основных проблем: местного самоуправления, земельного вопроса и государственной военной службы казачества.

Верховный Совет РФ проект постановления согласовал с министерствами, и 25 мая 1992 года представил на заключение Президенту РФ. В ответ Президентский аппарат начал затягивать рассмотрение документа, мотивируя свою мешкотность, якобы полученными указаниями сверху, что Президент РФ сможет рассмотреть проект только в сентябре 1992 года.

Однако в итоге, в соответствии с волюнтаристским стилем Б. Ельцина, Президентская сторона сентября ждать не стала. Неожиданно, в нарушение договорённости, без соблюдения установленного порядка согласования 15 июня 1992 года вышел Указ Президента РФ «О мерах по реализации Закона Российской Федерации «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества» за № 632.

Судя по его содержанию, причиной таких действий стало изменения Президентской стороной подхода к возрождению казачества.

В Указе обозначился отход от линии реабилитации. Реабилитацию казачества как исторически сложившейся культурно-этнической общности людей, имеющих собственные этнополитические идеалы и цели, подменили невнятным термином «возрождение казачества».

Отменувсех актов, принятых по поводу репрессий казачества и признание их незаконными и преступными, Указ подменил осуждением проводившейся партийно-государственной политики репрессий, произвола и беззакония в отношении казачества и его отдельных представителей.

Вместо существующих общественных объединений казачества, уже действующих на основе самоорганизации, Указ узаконил право казаков объединяться в казачьи общества, которые попадали под управление Президентской власти и осуществляли свою деятельность на основе Устава, утверждённого Президентом РФ или главами исполнительной власти субъектов РФ.

Основное внимание в Указе обращается на взятие казаками обязательств по несению государственной службы в обмен на льготу в виде земельного надела. Ранее её получали казаки, относящиеся к служилому сословию.

Спустя месяц Верховный Совет РФ принял Постановление «О реабилитации казачества» от 16 июля 1992 г № 3221-1. Верховный Совет РФ признал за казачеством право создавать общественные казачьи объединения с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других объединений, разрешил их регистрацию и деятельность в общем порядке, установленном для общественных объединений граждан.

Принятие этих двух документов продемонстрировало, что у Президентской власти и у Верховного Совета Российской Федерации разные взгляды на реабилитацию казачества.

Верховный Совет, проявляя последовательность, рассматривал реабилитацию казачества как любого народа из числа репрессированных. Как исторически сложившуюся культурно-этническую общность людей.

Что касается Президентской стороны, то Указом Президента РФ предлагалось потомкам казаков и гражданам, вступившим в казачество, объединяться в казачьи общества с фиксированным персональным составом. Брать на себя обязательства по несению государственной службы. И действовать по уставам, утверждённым главами субъектов РФ или Президентом РФ и согласованным с заинтересованными министерствами РФ.

Тем самым казачье движение было разделено на две формы объединения казачества: общественные и реестровые. Власти случайно или сознательно внедрили в казачье движение выгодный для себя и губительный для казачества древний принцип феодального управления – «разделяй и властвуй».

Направление по привлечению казачества к государственной службе стало основным направлением, олицетворяющим всю государственную политику в отношении к российскому казачеству. Государственная служба рассматривалась как основание для различных форм государственной поддержки казачества, предоставления гарантий, финансовых, материальных и иных льгот, развития казачьего самоуправления и использования элементов государственного управления в отношении казачьих территориальных объединений.

Это нашло отражение в последующих указах Президента РФ. В «Основных положениях концепции государственной политики по отношению к казачеству», одобренных Правительством РФ в 1994 году. В Законе «О государственной службе российского казачества» в 2005 году и новой Концепции государственной политики РФ в отношении российского казачества, утверждённой Президентом Д.А. Медведевым в 2008 году.

Попытка Верховного Совета РФ приостановить это направление законотворческой деятельности Президентской администрации через Конституционный Суд, как угрожающее российской государственности, поддержки не получила.

Понятно, что подобная деятельность государственной власти пользы казачеству не принесла. Существующее среди кавказских народов мнение о том, что в лице казачества возрождают нагаечников и душителей свободолюбивых народов, – овладело ещё большим числом политиков, общественных деятелей и чиновников в органах различных уровней власти. Противостояние реабилитации казачеству приобрело как открытый, так и скрытый характер.

В июне 1996 г. законодательной властью уже в лице Государственной Думы 2-го созыва была предпринята последняя на данном этапе попытка перевести деятельность государства по реабилитации казачества в русло Закона «О реабилитации репрессированных народов». Государственная Дума приняла законопроект «О казачестве».

Однако Совет Федерации и Президент РФ этот закон не поддержали. Закон посчитали неконституционным и ликвидирующем развитие государственной казачьей службы.

В августе 1995 г за № 835 был издан Указ Президента РФ «О государственном реестре казачьих обществ в РФ», который утвердил «Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в РФ».

Тремя Указами Президента РФ от 16 апреля 1996 г.:

за № 562 было утверждено Положение о Главном управлении казачьих войск при Президенте РФ;

за № 563 было утверждено Положение о привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе;

за № 564 были установлены экономические и иные льготы, предоставляемые казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы.

Таким образом, за четыре года 1992 – 1996 г.г. указами Президента РФ была создана нормативная база и организационно-управленческая система по развитию государственной структуры только реестрового казачества России, т.е. фактически был реализован план по созданию суррогатного «казачества» – своего рода аналога общероссийского ЧОПа, имеющего весьма мало общего с подлинным казачьим народом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: