Христианской партии (1901 г.)

 

В эти слова католики не могут вкладывать тот смысл, который придают им социалисты. Для последних история, воображаемая ими и воссоздаваемая в их мышлении, представляется процессом классовой борьбы; соответственно этому их целью провозглашается уничтожение классов. Их программа базируется больше на их умозаключениях и на их философии истории, чем на действительности; поэтому их программа-максимум предстает как идеальная, четко определенная цель, средством к достижению которой является общественное движение, направленное к завоеванию власти и организации борьбы.

Для нас, христианских демократов, программа-максимум не есть определенный заранее общественный строй, к установлению которого должна привести серия переворотов и реформ. Мы стоим на боле трезвых позициях, чем социалисты. Наша программа в целом, в ее сущности не может быть ничем иным, кроме растущей ориентации на универсальные объективные и этические принципы и реальные условия жизни, развивающейся на наших глазах.

Поэтому когда мы, христианские демократы, говорим о программе-максимум, мы имеем в виду две различные вещи: с одной стороны, это совокупность абстрактных и объективных принципов справедливости и порядка, их полная реализация является высшей целью человечества, осуществить которую, однако, целиком невозможно. Помимо этого постоянного и объективного момента, являющегося основой всякого процесса, наша программа содержит и нечто частичное и конкретное, исходящее из существующих условий цивилизации, из существующего уровня человеческого мышления и нравственности.

По нашему мнению, то, что принято называть демократией, содержит в себе две жизненные и неразрывно связанные между собой тенденции: 1) к сплочению общественных элементов, разъединяемых и разобщаемых революционным либерализмом; 2) к растущему приобщению народа к благам цивилизации, к экономическому и культурному благосостоянию, к политической активности и т.п. … Поэтому демократия представляется нам таким порядком и такими общественными учреждениями, в которых обеспечены: 1) все то, что направлено на защиту трудящихся и их требований, т.е. на обеспечение условий свободы и равенства рабочего, на изучение условий производства, закрепленных в трудовом договоре с предпринимателем-капиталистом; представительство интересов трудящихся перед другими классами, участи трудящихся в общественной жизни; 2) улучшение экономического положения пролетариата путем развития в нем духа солидарности, организации потребительских и производственных товариществ, развития инициативы, направленной на повышение культурного и нравственного уровня членов общества; 3) проведение такого комплексного законодательства, такой организации политической и конституционной власти, гражданской администрации и публичного права, которые гарантируют достижение нового уровня нравственности.

В наши дни демократия поддерживается церковью, в результате этого и возникло движение, логично и с полным правом называющее себя христианской демократией. Это, естественно, прежде всего означает: 1) что демократия, составляющая сущность этого движения, по своим целям не только не противоречит христианству, но, напротив, может полностью соответствовать ему; 2) что демократия не должна и не может никоим образом смешиваться с социализмом, ни с какой-либо другой ложной формой общественного движения.

 

Источник: Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч. М., 2000. Ч. 2: Европейская индустриальная цивилизация в XIX в. «Закат Европы». С. 279-280.

 

 


[1] Речь произнесена в Спрингфилде (шт. Иллинойс) во время публичных дебатов с демократом С. Дугласом.

[2] Имеется в виду сенатор-демократ от штата Иллинойс Стивен Дуглас.

[3] Принята на съезде Республиканской партии 16 мая 1860 г. в Чикаго (шт. Иллинойс).

[4] На съезде Демократической партии в апреле 1860 г. в Чарлстоне (шт. Южная Каролина) произошел её организационный раскол на сторонников и противников сецессии. Первые выдвинули своего кандидата в президенты – Джона Брекинриджа, и собрались на свой съезд в июне 1860 г. в Ричмонде (шт. Виргиния).

[5] Демократы – противники сецессии, выдвинули своим кандидатом в президенты Стивена Дугласа и провели свой конвент 18 июня 1860 г. в Балтиморе (шт. Мэриленд).

[6] Последняя речь Д. Дэвиса, которую он произнес в качестве сенатора США.

[7] Джон Кэлхун (ум. в 1850 г.)– известный политик и идеолог рабства.

[8] 4 февраля 1861 г. конвент отделившихся штатов провозгласил создание Конфедерации штатов. Бывший сенатор Д. Дэвис стал ее президентом и 18 февраля в Монтгомери (шт. Алабама) произнес эту речь.

[9] Инаугурация А. Линкольна состоялась 4 марта 1861 г.

[10] А. Стивенс, вице-президент Конфедерации южных штатов, выступил с речью 21 марта 1861 г. в Саванне (шт. Джорджия).

[11] Вступила в силу 1 января 1863 г. В январе 1865 г. Конгресс США одобрил XIII поправку к Конституции, запрещавшую рабство на территории США (ратифицирована штатами в декабре 1865 г.).

[12] Ратифицирована 7 февраля 1795 г. [13] Ратифицирована 15 июня 1804 г. [14] Ратифицирована 6 декабря 1865 г. [15] Ратифицирована 9 июля 1868 г. [16] Ратифицирована 3 февраля 1870 г.

[17] Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) – немецкий философ-просветитель. Его работы оказали решающее влияние на формирование немецкого национализма.

[18] Джузеппе Мадзини (1802-1872) – выдающийся итальянский мыслитель и политик, лидер либерального национализма. В 1831 г. создал конспиративную организацию «Молодая Италия».

[19] Имеется в виду идея создания единой европейской республики.

[20] Альфонс де Ламартин (1790-1869) – французский поэт-романтик и политический деятель, был членом временного правительства (министром иностранных дел) Второй республики. В марте 1848 г. был опубликован его манифест, в котором излагались принципы политики Франции.

[21] Фрагмент статьи британского историка и публициста, деятеля либеральной партии Дж. Э. Э. Эктона, впервые опубликованной в The Home and Foreign Review в июле 1862 г.

[22] Эктон цитирует фрагмент работы Дж. С. Милля «Размышления о представительном правлении».

[23] Битва при Новаре 28 марта 1849 г. стала одной из самых кровопролитных в истории нового времени. В итоге королевство Пьемонт капитулировало перед Австрией, король Пьемонта Карл Альберт отрекся от престола и покинул страну. Наследовавший ему сын Виктор Эммануил II был вынужден принять ультимативные условия перемирия, которые затем с небольшими изменениями вошли в заключенный после долгих переговоров Миланский мирный договор.

[24] Имеется в виду Пьемонт или Сардинское королевство.

[25] Крымская война 1855-1856 гг.

[26] Романья – северная часть папского государства.

[27] Легатства – провинции папского государства.

[28] Имеется в виду армия в бывшем герцогстве Тоскана, среди солдат которой республиканцы проводили агитационную работу.

[29] Таламоне – порт в Тоскане.

[30] Имеется в виду Гарибальди.

[31] т.е. отказаться от требования установления республики.

[32] Иоган Гюстав Дройзен – известный немецкий историк, депутат Франкфуртского национального собрания, член фракции Правого центра, выступавшей за умеренные либеральные реформы. Преимущественное влияние во фракции с течением времени приобретали представители малогерманского направления.

[33] Бисмарк выступал на заседании комиссии по бюджету в пользу увеличения военного бюджета.

[34] Об обстоятельствах дипломатического конфликта между Пруссией и Австрией во время переговоров в Эмсе говорит в своих мемуарах О. фон Бисмарк. Фальсификация этого документа обнаружилась лишь в 1898 г., когда в свет вышел второй том мемуаров Бисмарка.

[35] Военный министр Пруссии.

[36] Речь идет о кандидатуре принца Леопольда Гогенцоллерна (родственника прусского короля Вильгельма), претендента на испанский престол, оказавшийся вакантным в результате революции 1868 г. и свержения королевы Изабеллы II. Кандидатура эта получила поддержку со стороны Пруссии, но вызвала резкие протесты со стороны французского правительства.

[37] Отто Данн – профессор Кельнского университета, специалист по истории национализма в Европе. Предлагаемая статья стала основой его выступления на международном конгрессе в Испании в сентябре 1993 г.

[38] Фердинанд Лассаль (1825-1864) – немецкий мыслитель и общественный деятель, организатор немецкого рабочего движения. Эрнест Трейчке (1834-1896) – немецкий историк и публицист, один из главных представителей малогерманской школы, известен как противник либерализма, идеолог «прусского духа» и поклонник Бисмарка. Официальный историограф прусского государства с 1866 г.

[39] Редьярд Киплинг (1865-1936) – английский поэт и писатель.

[40] Арроурут – крахмал из подземных побегов или корневищ растений.

[41] Британская колония в Австралии.

[42] Британская колония в Австралии.

[43] Жюль Ферри (1832-1893) дважды был главой правительства Третьей республики (1880-1881 и 1883-1885 гг.), выступал за активизацию колониальной политики Франции. Приводится фрагмент речи, произнесенной им в палате депутатов 28 марта 1884 г.

[44] «Германия, проснись!» (нем.)

[45] Ф. фон Бернгарди – немецкий генерал, опубликовавший свою книгу в 1911 г.

[46] Джон Гобсон (1858-1940) – английский экономист. Написанная им в 1902 г. работа «Империализм» стала одним из самых известных аналитических трудов, посвященных экономическим основам империализма.

[47] Имеется в виду Великая французская революция.

[48] Имеется в виду Египет.

[49] Очерк был написан в Цюрихе и почти полностью опирался на работы видных западных экономистов. В России был опубликован в 1917 г.

[50] Имеется в виду Рудольф Гильфердинг.

[51] «Die Neue Zeit», XVI, I, 1898, S. 302. – Прим. авт.

[52] «Die Neue Zeit», XVI, I, 1898, S. 304. – Прим. авт.

[53] С.Р. Lucas. «Greater Rome and Greater Britain». Oxf., 1912 (Ч.П. Лукас. «Великий Рим и Великая Британия». Оксфорд, 1912. Н.Н.) или Earl of Cromer. «Ancient and modern Imperialism». L., 1910 (Граф Кромер. «Древний и современный империализм». Лондон, 1910. Н.Н.) – Прим. авт.

[54] Wahl. «La France aux colonies» (Валь. «Франция в колониях». Н.Н.), цитировано у Henri Russier. «Le Partage de I'Océanie». P., 1905, p. 165 (Анри Рюссье. «Раздел Океании». Париж, 1905, с. 165. Н.Н.). – Прим. авт.

[55] J.-E. Driault. «Problèmes politiques et sociaux». P., 1900, стр. 299 (Ж.-Э. Дрио. «Политические и социальные проблемы». Париж. Н.Н..) – Прим. авт.

[56] Эммелин Голден Панкхерст (1858-1928) возглавляла самую известную из так называемых “боевых” суфражистских групп в Англии - Женский социально-политический союз. “Женский вопрос” приобрел небывалую остроту в предвоенные годы, главным образом, благодаря деятельности этой суфражистской организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: