Дополнительный лекционный материал на электронном носителе по дисциплине «МиПАБФО для целей НК»
Тема 1. Основы финансово-экономического анализа для целей налогового консультирования
Таблица 1
Классификация видов экономического анализа
Признак классификации
| Вид, характеристика и роль анализа
|
По времени
| · прогнозный (перспективный, в т.ч. стратегический) –
до осуществленияфактов хозяйственной деятельности (ФХД);для прогнозирования деятельности, обоснования планов
· оперативный - позволяет вносить коррективы в текущую деятельность;
· ретроспективный (последующий) – после совершения ФХД, используется для контроля.
|
По субъектам (пользователям)
| · технико-экономический –изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установления их влияния на экономические результаты;
· финансово- экономический – изучение финансовых результатов деятельности: выполнения финансового плана, эффективности использования капитала, выявления резервов увеличения прибыли, улучшения финансового состояния;
· управленческий - внутренний с целью предоставления руководству информации, необходимой для принятия управленческих решений;
· социально-экономический – изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их взаимное влияние и на экономические результаты;
· экономико-статистический – для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: в экономических субъектах, отрасли, регионах;
· маркетинговый – для изучения внешней среды функционирования экономического субъекта, его конкурентноспособности.
|
По методике изучения объектов
| · сопоставительный – ограничивается сравнением отчетных показателей с показателями плана, прошлых лет, конкурентов, среднеотраслевыми;
· факторный – направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей: детерминированный- для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями; стохастический- для изучения стохастических (вероятностных) зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами;
· маржинальный – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости, прибыли на основе деления затрат на постоянные и переменные;
· функционально-стоимостной - метод исследования функций объекта (изделия, процесса, структуры и т.п.), направлен на выявление возможностей повышения эффективности анализируемых объектов путем выбора наиболее рационального варианта выполнения ими своих функций и минимизации затрат на создание и эксплуатацию этих объектов, представляет собой метод выявления резервов.
· эвристические методы- методы логического анализа,основывающиеся на профессиональном суждении, опыте и интуиции специалистов, их индивидуальных или коллективных заключениях (методы оценки и оценочно-поисковые) (см.рис.1)
|
По полноте вопросов
| · полный (анализ деятельности в целом);
· локальный (анализ деятельности отдельных подразделений);
· тематический ( анализ отдельных функциональных систем)
|
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА
Метод активного социологического тестированного анализа и контроля
| | Функционально-стоимостной анализ
| |
| ОЦЕНОЧНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ
| |
|
Рис. 1.Классификация эвристических методов анализа
На рис.2 представлен механизм воздействия внешних и внутренних факторов на показатели налогообложения.
Внешняя налоговая среда
|
Определяется элементами налогообложения (ст. 17 НК)
|
Налоговые балансовые остатки
| |
Налоговые денежные потоки
| |
Порядок и сроки уплаты налога
| |
· Объект налогообложения;
· Налоговая база;
· Налоговый период;
· Налоговая ставка;
· Порядок исчисления налога
| |
Рис 2. Механизм воздействия факторов на показатели налогообложения
Таблица 2