Основная часть сочинения представляет собой ответы на те вопросы, в которые была переформулирована тема.
Каждая новая мысль начинается с новой красной строки.
Каждый абзац включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст.
Если прочтение предложений, начинающих каждый абзац, представляет собой краткий пересказ основного содержания сочинения, значит, абзацы выделены верно.
В основной части сочинения следует избегать:
• пересказа литературного произведения;
• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
Основная часть сочинения немыслима без цитат. Однако необходимо помнить о том, что перегруженность текста сочинения цитатами может вызвать упрёки в мыслительной несамостоятельности. Поэтому цитат не должно быть слишком много. При этом они не должны быть слишком длинными.
Назначение цитаты - подтвердить сказанное вами, но не повторять его. Следовательно, недопустимо приведение цитаты, которая просто дублирует мысль, приведённую выше, не уточняя, не развивая и не продолжая её.
|
|
В качестве примера неудачного цитирования приведём следующий фрагмент из школьного сочинения на литературную тему:
Татьяна суеверна, для нее характерны предчувствия, вера в сны, приметы, гадания:
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
В этом случае цитата приведена неуместно, так как одно и то же сказано дважды. Автор сочинения сначала пересказал цитату своими словами, а потом сразу же привёл её в качестве подтверждения своего пересказа, что недопустимо.
При подборе цитат возможно обращение к публицистическим или литературнокритическим статьям. Важно умело использовать отрывки из этих статей, обязательно делая ссылку на автора, не присваивая себе чужих мыслей.
Стихотворение может цитироваться как в строчку (в кавычках; стихотворные строки разделяются значком «//»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек).
Заключительная часть сочинения и требования к её написанию
Заключительная часть сочинения обязательно должна перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказана полно и достаточно подробно.
В качестве примера приведём заключение к сочинению на тему «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”»:
В заключение ещё раз подчеркну: философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» широка. Спектр поднимаемых писателем проблем (проблема смысла жизни, предопределения человеческой судьбы, свободы выбора, веры и безверия, индивидуализма, понимания сущности счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения) не утратил своей актуальности и по сей день. Но самое главное, без философского аспекта романа нельзя понять ни духа изображённой в произведении исторической эпохи, ни сути характера и противоречивости личности главного героя.
|
|
В приведённом заключении не только подведён итог сказанному, но и выдвинут новый тезис. Говоря о том, что спектр поднимаемых М.Ю. Лермонтовым философских проблем не утратил своей актуальности и в наши дни, автор сочинения расширяет главную мысль, обозначает возможную перспективу её дальнейшего развития.
Помните о том, что афоризмы - это гранёные алмазы мудрости. Поэтому, делая итоговый вывод в своём сочинении, не забывайте использовать высказывания известных людей. Они придадут сделанному вами выводу более весомый характер. Как, например, в заключении на тему «Экологическая проблематика в произведениях современной литературы»:
Итак, приведённые литературные примеры показывают: современные писатели всё чаще затрагивают в своих произведениях экологическую тематику. И это не случайно. Художники слова с тревогой и болью говорят о непоправимом разрушении природы человеком и в связи с этим призывают читателей проявлять заботливое отношение к окружающей среде. Как тут не вспомнить стихотворные строки поэта Е. Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Варианты сочинений 2017-2018