«Возникновение человека и возникновение общества - единый процесс. Нет человека - нет общества. Нет общества - нет и человека», - лаконично утверждается в статье учебника по обществознанию, но указанная очевидная связь не всегда, к сожалению, бывает гармоничной. Взаимодействие человека и общества всегда интересовало русских писателей и было предметом их размышлений.
М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» очень ярко показал внутреннюю зависимость человека от общества, причём человека, конфликтующего с ним. Имя Ларра, сына орла и женщины, означало: отверженный, выкинутый вон - именно такой была его судьба. Племя наказало Ларра изгнанием за убийство одной из девушек, вина которой перед ним была только в том, что она оттолкнула его. «Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего». И общество прогнало Ларра, какое-то время он наслаждался своей свободой, но потом стал искать смерти, и «в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти». Общество отвергло человека, неспособного на милосердие, сострадание, сочувствие и сопереживание, но всегда ли оно отталкивает только тех, кто недостоин высокого звания человека?
Герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий был объявлен фамусовским обществом сумасшедшим. Слух о его сумасшествии возник из-за случайно брошенной фразы Софьи: «Он не в своем уме», серьёзность которой чуть позже она намеренно подтвердила, мстя Чацкому за нелестные отзывы о Молчалине. Но поразительно то, с какой быстротой облетела эта сплетня всех, присутствующих на балу в доме Фамусова, и как легко они поверили ей, потому что слух о сумасшествии, во-первых, явился орудием борьбы фамусовского общества против Чацкого, а, во-вторых, сумасшествием можно было объяснить необычность для московского консервативного дворянства взглядов Чацкого. Именно в этом герое А.С. Грибоедов изобразил прогрессивного человека своего времени, чьи интеллектуально-нравственные запросы несоизмеримо выше окружающего его общества. Он выступал против крепостного права, обличал устаревшие, отжившие свой век аристократические взгляды, не принимал рабского преклонения русских людей перед всем иностранным, привычки фамусовского общества относиться с презрением к обездоленным людям и выслуживаться перед влиятельными лицами.
Борьба его выражалась в обличительных монологах:
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,...
В фамусовском обществе ценились только высокие чины, деньги и связи, а личные качества в свете не имели никакого веса. И взгляды Чацкого, проповедующего высокое понимание чести, долга, общественной роли личности, были опасными для московского общества, потому что угрожали личному благополучию аристократов, их привычному комфорту, они не хотели расстаться со старым укладом жизни, и сплетня о сумасшествии оказалась очень кстати.
Разочарованный, поражённый слухом о своем сумасшествии Чацкий покидает общество, неспособное понять его передовых прогрессивных взглядов и убеждений, неспособного оценить его высокие стремления и благородный ум.
Общественный конфликт, изображённый в комедии, выявляет глубокую проблему: человек, опережающий своими взглядами окружающее общество, подвергается остракизму. Таких героев называли в русской литературе «лишними людьми», они находились в конфликте с обществом, к которому принадлежали, и не находили своего места в нём, но внутренне всё равно были зависимы от него, как Евгений Онегин, изображённый А.С. Пушкиным в романе «Евгений Онегин».
Отличительной чертой молодежи первой четверти XIX века была «преждевременная старость души», то есть равнодушие к жизни, к её наслаждениям, наступающее вследствие пресыщения светским образом жизни, в котором не было места настоящему делу, воспитанию души и духа, добрым устремлениям. Философия потребления мира не могла насытить мыслящего человека: прогулка на бульваре, обед в ресторане, посещение балета, бал на всю ночь - так описан день юного Евгения Онегина, и «завтра то же, что вчера». Поэтому «рано чувства в нем остыли;/ Ему наскучил света шум».
Герой романа вступает в необъявленный конфликт со светским обществом, уединённо живя в деревне, доставшейся ему по наследству от дяди. Но внешне демонстрируя свою независимость от общества, находясь в добровольном затворничестве, Евгений Онегин оказался внутренне очень зависим от него. Это проявилось в его решении участвовать в дуэли с Ленским. Хотя Евгений понимал, что «был не прав»,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.<...>
Евгений,
Всем сердцем юношу любя,
Был должен оказать себя
Не мячиком предрассуждений,
Не пылким мальчиком, бойцом,
Но мужем с честью и умом.
То есть он мог бы отказаться от дуэли. Но в секунданты Ленский взял Зарецкого: «старый дуэлист;/ Он зол, он сплетник, он речист...».
И Онегину была нестерпима мысль подвергнуть себя осмеянию, обвинению в трусости в случае отказа от дуэли.
Автор замечает:
И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
Евгений Онегин оказывается внутренне зависим от общественного мнения, гораздо сильнее, чем мог себе это представить. Ценой, оплаченной за честь и достоинство, оказалась жизнь друга - Ленского!
Приведённый выше пример ярко показал нерасторжимую внутреннюю связь человека и общества, его зависимость от него даже при внешнем и внутреннем несогласии с его обычаями, традициями, правилами.
Конфликт, объявляемый человеком обществу, приводит к внутренним терзаниям и сознанию собственного одиночества заявившей протест личности, но он неизбежен, как неизбежна необходимость развития общества, консервативного и инертного по своей сути.
Сочинение № 2