Арабские революции — это внутренний вызов

Революционные движения, охватившие арабские страны с 2010 года, нарушили все политическое равновесие на арабском Ближнем Востоке и стали испытанием эффективности некоторых региональных структур, в частности, Совета сотрудничества.

В унылой обстановке, оставшейся арабскому миру в наследство от холодной войны, эта организация не располагала необходимой энергией для противостояния волнам социальных преобразований, формирующихся под влиянием мировым изменений, и оценивала региональные вопросы по-старому.

Совет сотрудничества, который обычно занимает оборонительную позицию в отношении внешних проблем, с началом революционного движения в арабском мире неожиданно столкнулся с новым вызовом уже внутри своих стран-членов. Именно в этой атмосфере обострились противоречия между участниками Совета сотрудничества в их оценке революционных движений в региональных странах, особенно в Бахрейне, хотя все они пришли к единому мнению о том, что необходимо предотвращать распространение данных процессов в своих странах.

С другой стороны, после начала народных движений эти страны оказались в разной ситуации. Новые условия еще больше выявили расхождение интересов членов Совета сотрудничества и их позиций в отношении развития региона и арабского мира в целом.

Данное разногласие особо заметно просматривается в отношениях между Саудовской Аравией и Катаром, особенно в том, как они оценивают события в Египте и Сирии. Противоречия и полярность интересов там двух стран достигло такого накала, что Саудовская Аравия пригрозила Катару закрыть своих сухопутные и воздушные границы.

Разногласия по поводу поддержки разнообразных группировок, действующих в ряде арабских стран, достигли уже самих стран-членов ССАГПЗ и выразились в противоположности мнений Катара и Саудовской Аравии вместе с Объединенными Арабскими Эмиратами касательно того, нужно или нет помогать таким объединениям, как «Братья-мусульмане».

Другой проблемой, ставшей с начала протестных движений в арабском мире причиной раскола внутри Совета сотрудничества и вызвавшей несогласие некоторых членов с господством в нем Саудовской Аравии, стало признание Западом ядерной дипломатии нового иранского правительства.

В новой обстановке сотрудничества между «шестеркой» европейских стран и Тегераном, ставшего возможным после формирования в Исламской республике кабинета Хасана Рухани, некоторые страны-члены ССАГПЗ, такие как Оман и Объединенные Арабские Эмираты, пытаются укрепить свои отношения с Ираном. Судя по всему, данные тенденции противоречат установке Саудовской Аравии не допустить распространения влияния Исламской республики в регионе и еще больше обостряют конфликт между членами Совета сотрудничества.

Ввиду этого можно утверждать, что противоречия внутри ССАГПЗ, который и без этого испытывает проблемы с точки зрения слабой сплоченности его членов, еще более обострились после возникновения революционных процессов в арабских странах.

Неудачная попытка этой организации придти к самому первому единому мнению по поводу реорганизации совета в союз, появление в СМИ информации о несогласии некоторых членов (в частности, Омана и Катара) с положением «старшего брата», которое занимает Саудовская Аравия, и внутренние кризисы большинства государств-членов (особенно все той же Саудовской Аравии) из-за начавшихся движений в арабских странах — все это вместе свидетельствует о том, что разногласия внутри ССАГПЗ медленно тлеют, как горящие угли, способные вновь вспыхнуть огнем.

Таким образом, сто тридцатое заседание министров иностранных дел Совета сотрудничества прошло в обстановке острого структурного кризиса организации и на фоне серьезных позиционных разногласий ее членов. Несмотря на все попытки скрыть внутренние противоречия по региональным вопросам, разногласия по ним еще более возросли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: