Тема 3.2. Экономическое развитие стран Европы и Северной Америки между двумя мировыми войнами

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): Версальский договор, Закон о чрезвычайном тарифе, тариф Фордни-МакКамбера, тариф Смута-Хоули, репарации, Репарационная комиссия, рентенмарка, заем Дауэса, неомеркантилизм, Лига Наций, гуверовские городки, «мозговой трест», «банковские каникулы», «роспуск трестов», «кодексы честной конкуренции», управление долины реки Теннесси, общественные работы, стерлинговый блок, «золотой блок», правительство Народного фронта, корпоративное государство, автаркия, мефо-векселя, автобаны, фюрер-принцип.

3. В известной работе Рондо Камерона «Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней» глава, посвященная теме «Экономическое развитии между двумя мировыми войнами», носит название «Дезинтеграция мировой экономики». Согласны ли Вы с такой формулировкой? Свое мнение аргументируйте.

4. Подготовить сообщение на тему: «Характеристика эпохи просперити в творчестве Ф.С. Фицджеральда».

5*. Коротко, в виде вопросов к кроссворду, дайте характеристику следующим историческим личностям: Г. Гувер, У. Черчилль, Я. Шахт.

II. План семинарского занятия1

(форма обучения: очная, заочная)

1. «Великая депрессия»: причины, ход, последствия.

2. Мероприятия «Нового курса» Ф. Д. Рузвельта.

3. Влияние мирового экономического кризиса на экономику Англии. Мероприятия правительства по выходу из кризиса.

4. Особенности проявления кризиса во Франции. Дирижизм. Правительство «Народного фронта».

План семинарского занятия 2

(форма обучения: очная)

1. Проблемы послевоенных репараций. Экономические процессы и нестабильность Веймарской республики.

2. Проявление кризиса в Германии. Мероприятия по выходу из кризиса.

3. Особенности экономического развития фашистской Италии.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).

Приступая к изучению данной темы, следует помнить, что межвоенный период оказался одним из самых сложных в индустриальной истории Европы и промышленно развитых стран. Практически в этот период была свернута экономическая глобализация и развивались прямо противоположные процессы, направленные на индивидуальную или коллективную автаркию. Но страны, которые в последующем вошли в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), обеспечили на протяжении 1919-1940 гг. среднегодовые темпы роста ВВП на душу населения на уровне 1,9 %, что свидетельствовало о потенциале индустриальной модели развития и рыночных механизмов ее стимулирования и регулирования.

Тема «Экономическое развитие между двумя мировыми войнами» достаточно емкая и включает в себя следующую проблематику: 1) экономические последствия Первой мировой войны, Версальско-Вашингтонская система, экономическое развитие государств до начала Великой депрессии; 2) причины Великой депрессии, влияние кризиса на экономическое развитие государств; 3) альтернативные подходы к преодолению кризиса.

При изучении 1, 2 блока проблем в обязательном порядке изучите главу 14 книги Р. Камерона, познакомьтесь с основными составляющими политики неомеркантилизма. Далее охарактеризуйте экономическую политику США, Франции, Великобритании, Веймарской республики в Германии в 1920-е гг.

Семинарские занятия посвящены изучению альтернативных подходов выхода из кризиса, а именно либерально-демократическому и тоталитарному. Анализируя мероприятия политики «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта в США, банкира Мэя в Англии, Народного фронта во Франции, выделите общее и особенное. Законспектируйте статью Простакова И.В. «К истории корпоративной организации капиталистической экономики: пример Италии» (С.453-458, хрестоматия по экономической истории).

IV. Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл.4 (С.164-177), гл.5 (С.230-240), гл.6 (285-303), гл.7 (364-385), гл.8 (С.431-438).

2. Экономическая история: учебник /О.Д. Кузнецова, И.Н. Шапкин, А.С. Квасов, Л.И. Пермякова. М., 2011. Глава 9.

Дополнительная литература

 

1. Журавлев С. Загадки эпохи джаза // Эксперт. 2009. №1 (640), 29 декабря 2008 – 4 января 2009 (о Великой депрессии).

2. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл.13, 14.

3. Сумленный С. Топите печь банкнотами // Эксперт. 2009. №1 (640), 29 декабря 2008 – 4 января 2009 (о гиперинфляции в Германии в начале 1920-х гг.).

4. Филиппенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты. М., 2010.

5. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб. М.,2007.

6. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.447-458.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы экономические последствия Первой мировой войны?

2. После каких событий Джон Мейнард Кейнс, экономический советник британской делегации на Парижской мирной конференции подал в отставку со своего поста? Объясните позицию Кейнса.

3. Что такое эпоха «просперити»? Каковы ее характеристики?

4. Каковы причины Великой депрессии? Прокомментируйте наиболее известные мнения исследователей по данному вопросу.

5. Каковы причины Рурского конфликта? Как он был разрешен?

6. Назовите факторы экономического роста в Германии во второй половине 1920-х гг.

7. Каковы главные экономические цели нацистов?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: