Тема 3.2. Проблемы и тенденции мирового экономического развития во второй половине 40-х – 80-е гг. XX в

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): Атлантическая хартия, МВФ, МБРР, ГАТТ, «холодная война», Программа восстановления Европы (ERP), Администрация экономического сотрудничества (ECA), ОЕЭС, Потсдамская конференция, дойчмарки, «Бизония», ЕПС, Бреттон-Вудская конференция, золотодолларовый стандарт, евродоллары (рынок евродолларов), рынок евродевизов, механизм «наверстывания», индикативное планирование, дирижизм, «большие проекты», план Доджа, «японское экономическое чудо», бум корейской войны, проточная экономика, программа «импортозамещающей индустриализации», кейнсианство, ОПЕК, «стагфляция», «семь сестер», глобализация, неоконсерватизм, отцы-основатели ЕС, Маастрихтские критерии, Лиссабонский договор.

3. Составить тезисы фрагмента книги Ван дер Вее Германа «История мировой экономики: 1945-1990» - «Экономический рост – лейтмотив политики правительств» (С. 459-460, хрестоматия по экономической истории).

4*. Проанализировать варианты «экономического чуда» в послевоенной Западной Европе, выделить факторы успешного развития.

5. Существует тезис: «История современной экономики написана нефтью». Подтвердите или опровергните данный тезис, ответ аргументируйте.

6. Аннотирование и реферирование статей журнала «Мировая экономика и международные отношения» за 2008-2011 гг. по теме 3.3.

II. План семинарского занятия

(форма обучения: очная, заочная)

1. «Нефтяные шоки» и структурные кризисы 1970-х.: причины, последствия.

2. Неоконсерватизм в экономической политике: «рейганомика» в США, «тэтчеризм» в Великобритании.

3. Истоки и эволюция ЕЭС-ЕС.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).

Для начала проанализируйте экономические последствия Второй мировой войны. Следует отметить, что государства западной демократии усвоили уроки Первой мировой войны и уже в ходе Второй мировой войны начали планирование послевоенного устройства мира на международном уровне (Атлантическая хартия, 1941 г.). Далее рассмотрите итоги Бреттон-Вудской международной конференции и Программы восстановления Европы (план Маршалла). В обязательном порядке ознакомьтесь со статьей Ведута Е.Н. «Бреттон-Вудская валютно-кредтная система и восстановление конвертируемости валют стран западной Европы» (С.459-463, хрестоматия по экономической истории).

Следующим шагом должно стать знакомство с общей характеристикой экономического развития капиталистических стран в 1950- 1960-е гг.

Уясните, что максимизация экономического роста и общественный консенсус за счет полной занятости, повышения уровня массового потребления, гарантий социального обеспечения, развития сотрудничества между предпринимателями и рабочими, «демократизация капитала» стали главными приоритетами модели смешанной экономики в ее различных вариантах. Далее изучите модель социального рыночного хозяйства в ФРГ, модернизацию французской экономики, японское «экономическое чудо», особенности экономическое развитие Италии.

При подготовке первого вопроса семинарского занятия изучите причины, проявление и последствия «нефтяных шоков» и структурных кризисов 1970-х гг. Познакомьтесь со статьями Тьюгендхэта К., Гамильтона А. «Нефть. Самый большой бизнес» (С.477-484, хрестоматия по экономической истории) и Симонии Н. (см. список литературы). Второй вопрос семинара связан с первым и посвящен изменениям в экономической политике государств с рыночной экономикой. Детально изучите основные мероприятия и результаты неоконсервативной политики на примере США и Великобритании.

Третий вопрос семинарского занятия достаточно емкий и посвящен проблемам европейской интеграции. Для начала изучите историю европейской интеграции, основные договоры, а именно: Парижский (1951, ЕОУС), Римские (1957, ЕЭС, Евратом), Единый европейский акт (1986 г.), Маастрихтский (Договор о ЕС, 1992), Амстердамский (1997 г.), Ниццкий (2002 г.), Лиссабонский (2007 г.). Далее проанализируйте основные направления экономической политики ЕС, особенно экономического и валютного союза, а также остановитесь на проблемах ЕС.

Семинарское занятие предполагает обсуждение доклада по вопросу № 3 по теме: «Проблемы и перспективы развития ЕС». Основные требования к докладу смотри к занятию по теме 1.3.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: