Природные предпосылки развития, ведущие отрасли сельского хозяйства

Положение большей части Зарубежной Европы (кроме арктического архипелага Шпицберген) в умеренном и субтропическом поясах, положительный температурный режим и высокая влагообеспеченность в течение всего года (исключение - район Средиземноморья, где устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении), наличие естественных лугов и пастбищных угодий благоприятны для выращивания многих видов сельскохозяйственных культур (зерновых, технических, субтропических и др.), развития животноводства.

Основной недостаток в комплексе благоприятных условий - относительная ограниченность ресурсов сельскохозяйственных земель.

Регион полностью покрывает свои потребности в продуктах сельского хозяйства за счет собственного производства, а по отдельным его видам (зерно, мясо, молоко и молочные продукты, сахар, яйцо) превосходит внутренние потребности и занимает видное место в мире по их экспорту.

Для Зарубежной Европы в целом характерен животноводческий профиль сельского хозяйства. Растениеводство, как правило, обслуживает нужды животноводства. По этой причине во многих странах кормовые культуры занимают большие площади, часть сбора зерновых культур (пшеница, ячмень, кукуруза) скармливается скоту.

Животноводство имеет молочно-мясной уклон. Главная его отрасль - скотоводство, преимущественно молочного и молочно-мясного направления. В отдельных странах велико значение свиноводства (ФРГ, Дания, Нидерланды, Польша, Латвия, Литва) и овцеводства (Великобритания, Испания).

Основные зерновые культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, рожь. Примерно 1/3 сбора зерна приходится на долю Франции - единственного в регионе крупного его экспортера.

Из других видов сельскохозяйственной продукции существенна роль производства картофеля (выделяются Франция, ФРГ, Великобритания, Польша), сахарной свеклы (Франция, ФРГ, Италия, Польша), винограда (Италия, Франция), оливок (Италия, Испания), хмеля (ФРГ, Чехия и Словакия), табака, орехоплодных и эфиромасличных культур (Греция, Италия, Испания).

Доля региона в мировом производстве волокнистых культур (хлопчатник, лен) незначительна.

Зарубежная Европа — район развитого рыболовства. Отдельные его страны (Исландия, Норвегия, Португалия) относят к числу лидеров морского рыболовства.

В соответствии с природными особенностями на территории Зарубежной Европы сложились три района сельскохозяйственной специализации. Для сельского хозяйства стран Северной Европы (Исландия, Ирландия, Великобритания, Норвегия, Швеция и Финляндия) характерно преобладание молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве — кормовых культур и серых хлебов (рожь, ячмень).

Страны Западной, Центральной и Восточной Европы (среднеевропейский район) наряду с выращиванием крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направления специализируются на свиноводстве и птицеводстве. В растениеводстве высокий удельный вес зерновых, технических и продовольственных культур (картофель, овощи и др.), большие площади пахотных земель отводятся под кормовые культуры. Для сельского хозяйства стран Южной Европы (районы Средиземноморья) характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Специализация сельского хозяйства определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур.

Транспорт. Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт (автострады международного значения:Лиссабон — Париж — Стокгольм, Лондон — Франкфурт-на-Майне — Вена — Белград — Стамбул и др.), велико значение внутренних водных путей (особенно выделяются реки Рейн и Дунай). Густая сеть железных дорог пересекает Зарубежную Европу в широтном и меридиональном направлении. Главные широтные магистрали: Лиссабон — Мадрид — Париж — Берлин - Варшава (далее на Минск и Москву), Лондон — Париж — Вена — Будапешт — Белград — София - Стамбул (далее на Ближний Восток), Париж — Прага (далее на Киев). Важнейшие меридиональные пути: Амстердам - Брюссель - Париж - Мадрид - Лиссабон, Лондон — Париж - Марсель, Копенгаген — Гамбург - Франкфурт-на-Майне - Цюрих - Рим, Гданьск -Варшава - Вена — Будапешт — Белград — Афины. Развит трубопроводный и воздушный транспорт.

Международное значение имеют морской транспорт и обслуживающие его морские порты: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя. Самый крупный из них — Роттердам, грузооборот которого составляет 250—300 млн т в год.

Зарубежная Европа - основной центр международного туризма. Наиболее посещаемые туристами зоны — Альпы и Средиземноморье.

Вопрос 31

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ


Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из четырех крупных территорий: Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии. Долгое время (до конца XIX в.) Великобритания господствовала в мировом хозяйстве, т. к. здесь раньше, чем в других государствах, произошла промышленная революция. Страна владела огромными колониями, что давало преимущества для развития хозяйства; узловое положение на перекрестке важнейших морских транспортных магистралей обеспечивало ей широкие связи со всеми районами земного шара. Важна роль и благоприятного сочетания природных условий и ресурсов (каменного угля, железной руды, полноводных рек).

Сейчас Великобритания остается одной из ведущих держав мира. Высокоиндустриальная держава, крупный экспортер капитала, создатель и координатор Содружества (прежнее название Британское Содружество наций) — своеобразной формы ассоциации между Великобританией и ее бывшими колониями.

Структура британской промышленности типична для наиболее развитых стран мира. Ведущая роль принадлежит сложному и многообразному машиностроению (Лондон, Ковентри, Бирмингем, Клайдсайд и др). Хорошо развитые черная и цветная металлургия работают в основном на импортном сырье (Шеффилд и города побережья). После открытия на шельфе Северного моря месторождений нефти и газа, новый импульс развития получила химическая промышленность.

Сельское хозяйство высокопродуктивное, ведущая роль принадлежит животноводству (разведение крупного рогатого скота, овцеводство, свиноводство и птицеводство). Преобладают хозяйства, специализирующиеся на молочном животноводстве. Основное направление растениеводства — обеспечение скота кормами, 2/3 посевной площади занято под кормовые культуры. Заметную роль играет рыболовство. Основные рыболовные порты расположены на восточном побережье.

Транспорт. Основной грузооборот во внутренних перевозках приходится на автомобильный транспорт. Основные транспортные магистрали сходятся к Лондону, Бирмингему, Манчестеру и другим промышленным городам. Великобритания имеет крупный морской и пассажирский флот. Развит авиационный транспорт. Значение водного и воздушного видов транспорта очень велико, учитывая островное положение страны.

В пределах Великобритании можно выделить пять основных районов. В южной части находится столица — Лондон, которая одновременно является одним из крупнейших портов в мире. Активная морская торговля и столичная роль — «лицо» южной части страны. Юго-восток — главная зона зерновых и технических культур. Развито животноводство. На побережье — порты, военные базы, курорты. Саутгемптон — самый большой пассажирский порт Великобритании. Центральная часть государства — родина угольной и фабрично-заводской промышленности мира (металлургической, металлообрабатывающей, текстильной). Сейчас это почти непрерывная полоса промышленных городов со старыми, новыми и новейшими отраслями. В Уэльсе преобладают старые отрасли промышленности. В Шотландии — судостроение, сейчас быстро развивается химическая промышленность в результате разработки месторождений нефти и газа Северного моря. В горной части Шотландии развито овцеводство, в восточной и прибрежной — молочное животноводство и рыболовство. Ольстер — экономически наиболее отсталая часть страны. Основу экономики там составляет сельское хозяйство.

Задачи региональной политики — подъем депрессивных старопромышленных районов и сглаживание диспропорций между ними и высокоразвитыми районами; индустриализация и общее развитие наиболее отсталых районов; ограничение роста и «разгрузка» некоторых крупнейших городов и городских агломераций.
Франции

Площадь - 543 970 км.кв. По площади — третья страна в Европе (после России и Украины). Занимает западную, сильно суженную часть Европейского материка, своей конфигурацией напоминает шестиугольник с максимальными расстояни­ями в 900—1000 км. Население

Узловое географическое положение Франции среди крупнейших западноевропейских государств, по соседству с экономическими центрами региона (Юго-Восточная Англия, прирейнская Германия, Западная Швейцария, северо-запад Италии),

Природные условия и ресурсы в целом благоприятны для жизни людей и развития производства, они, пожалуй, более разнообразны, чем в других странах зарубежной Европы.

На территории страны выделяются три основные геолого-морфологические структу­ры: 1. Молодые (альпийской складчатости) горы, простирающиеся вдоль юго-восточных и южных границ: высокие Альпы и Пиренеи, средневысотная Юра. 2. Древние массивы (герцинской складчатости), представленные сильно разрушенными и сглаженными средневысотными горами и возвышенностями в центре, на северо-западе и северо-востоке (Центральный массив, Вогезы, Арденны, Армориканский массив). 3. Области былого опускания земной коры, заполненные осадочными отложениями и выраженные в рельефе низменностями.

структуры занимают более половины площади страны, особенно превалируют на севере и западе, где находятся самые обширные низменнос­ти — Северо-Французская и Аквитанская.

Эти

Природа Франции сильно окультурена человеком: 33% площади занимает пашня; 21% — пастбища и сенокосы; 2,5% — виноградники, сады и огороды; 27% — леса (в основном саженые); около 17% — застроенные и неиспользуемые земли.

Мягкий приятный климат, живописность природы, тысячи километров морских пля­жей, большие возможности для развития туризма, альпинизма и зимних видов спорта в горах, богатство историческими и архитектурными памятниками, густая сеть хороших дорог, отелей и ресторанов делают Францию классической страной туризма.

Минеральными ресурсами Франция небогата; скромны запасы каменного угля (основ­ная часть в Лотарингии), нефти и природного газа. Более важные энергетические ресурсы — запасы урана в Центральном массиве и энергия горных рек, особенно Роны и ее альпийских притоков. В перспективе можно будет использовать большие запасы энергии морских приливов, достигающих у берегов страны высоты 12—16 м. В Лотарингии много железной руды, но она бедна по содержанию железа. На юге — в Провансе и Лангедоке — добываются бокситы, в Эльзасе и Лотарингии — калийные и каменные соли. Страна богата природными строительными материалами.

Природные условия благоприятны для развития сельского хозяйства

Государственное устройство. Франция – президентская республика. Законодательная власть осуществляется парламентом, состоящим из двух палат: Национального собрания и Сената. Национальное собрание избирается по мажоритарной системе в 2 тура сроком на 5 лет. Состоит из 557 членов: 555 членов избираются в 555 избирательных округах в метрополии и 22 члена – в заморских департаментах. Сенат избирается путем косвенного голосования по мажоритарной системе сроком на 9 лет. Каждые 3 года состав Сената обновляется на одну треть. Сенаторы избираются не всеобщим голосованием, а лишь голосами выборщиков-депутатов, членов областных и генеральных советов департаментов, а также муниципальных советов. Согласно конституции председателю Национального собрания предоставлено право обращаться в Конституционный суд.Глава государства – президент, избираемый всеобщим прямым голосованием сроком на 7 лет. Президент избирается абсолютным большинством голосов. Если это большинство не достигнуто в первом туре голосования, проводится второй тур. Наделен широкими полномочиями; он назначает членов правительства, является верховным главнокомандующим, назначает премьер-министра и министров без утверждения их парламентом, имеет право распускать Национальное собрание после предварительных консультаций с председателем Национального собрания и назначать новые выборы

Население. Численность населения – 60,6 млн. чел. (данные на 2003 г.). Около 85% жителей — французы, один из романских народов Европы. В то же время на окраинах Франции сохраняются исторические области, более или менее компактно населенные представителями родственных народам пограничных стран этнических групп. Как правило, в этих областях они составляют большинство населения. Это эльзасцы (1 млн.), корсиканцы (900 тыс., из них на острове – меньше половины), бретонцы (1,5 млн.), баски (40 тыс.) и каталонцы (70 тыс.).Влияние церкви слабее, чем в Италии и Испании, среди верующих большинство - католики. При средней плотности 105 человек на 1 км2, в горах (Пиренеи, южная часть Альп и Центрального массива) и в других малоплодородных местностях (Ланды, Солонь) плот­ность не достигает и 20 человек, а, с другой стороны, в районах Парижа, Севера, Лиона с высокой концентрацией промышленности и городов плотность превышает 300 человек на 1 км2.

Хозяйство. Франция — индустриальная страна с большим значением сельского хозяйства и отраслей непроизводственной сферы. В промышленности и строительстве занято 27% экономически активного населения, в сельском хозяйстве — 5% (1994). Доля промышлен­ности в ВВП в 10 раз больше доли сельского хозяйства, промышленные изделия составляют около 80% стоимости экспорта. Вместе с тем экономика страны имеет типичный постиндустриальный характер; более половины ЭАН трудится в сфере услуг, на которую приходится более 2/3 ВВП страны. По многим видам услуг (финансовые, транспортные, туризм, научное и техническое сотрудничество) Франция — один из мировых лидеров. Большой международный авторитет исстари имеет национальная куль­тура, за пределами страны французским языком пользуются свыше 200 млн. человек, в вузах страны учится 100 тыс. иностранных студентов.

Франция имеет крупные вооруженные силы, обеспеченные оружием и военной техни­кой собственного производства, включая ядерное оружие. По вкладу в исследование космоса она занимает третье место в мире после США и России.

По размеру ВВП Франция стабильно занимает 4 место в мире (пятое при подсчете ВВП с учетом паритета покупательной способности).

Главное место в индустрии занимают энергетика, машиностроение и химическая промышленность.

Франция занимает первое место в Западной Европе по производ­ству зерна, молока, сахарной свеклы, второе — по производству мяса и картофеля (после Германии) и винограда (после Италии), является крупнейшим экспортером продуктов сельского хозяйства.

Транспорт. Франция — страна высокоразвитого транспорта, пионер строительства ско­ростных железных дорог. Во внутренних перевозках людей и грузов первенствует автомо­бильный транспорт; на 1000 жителей приходится 420 личных автомобилей. Остальная часть внутренних перевозок грузов обеспечивается главным образом железнодорожным и трубо­проводным транспортом.

Внешнеэкономические связи. На Францию приходятся около 7% мирового экспорта. Устойчивое оздоровление внешнеторгового баланса Франции наблюдается с начала 90-х годов. В целом за последние 7 лет импорт увеличился на 22% (в нем преобладают энергоносители, продукция цветной металлургии, целлюлозно-бумажные товары, продукция электронной промышленности, бытовые приборы, ткани, одежда, лесоматериалы и мебель), а экспорт вырос на 45% (на зарубежные рынки поставляются сельскохозяйственные и продовольственные товары, автомобили и авиатехника, прокат черных металлов, электротехническая и парфюмерно-косметическая продукция). Сумма прямых инвестиций Франции за границей — 20—25 млрд. долл.

Германия.

Промышленность. Многократно превалирует и постоянно растет доля обрабатывающей промышленности и сокращается доля горнодобывающей, что отражает уменьшение значения собственной минерально-сырьевой базы. В условно-чистой продукции промыш­ленности западных земель доля горнодобывающей промышленности едва превышает 2%, а восточных — 9%. Некоторые прежде важные отрасли, например железорудная, медно­рудная, урановая, практически почти исчезли; неуклонно сокращаются мощности камен­ноугольной промышленности.В обрабатывающей промышленности растет доля наукоемких отраслей и производств, но в настоящее время характерна специализация Германии на отраслях средней наукоемкости, в которых доля расходов на НИОКР по отношению к объему реализации продукции не превышает 10%. Она неуклонно занимает первое место в мире по экспорту продукции органической химии, конкурирует с Японией в соревно­вании за первое место по экспорту станков и другого производственного оборудования, автомобилей, но значительно уступает и Японии, и США по производству и экспорту микроэлектроники, компьютеров, намного отстает от Японии по экспорту телекоммуни­кационного оборудования и во много раз уступает США по производству и экспорту аэрокосмической техники.

Энергетика. Более половины своих потребностей в источниках энергии Германия обеспечивает импортом. В структуре энергопотребления основную роль играют нефть (около 2/5), почти полностью импортная, и природный газ (около 1/5), также на 3/4 импортный. Доля угля (каменного и бурого) составляет около 1/3, ядерной энергии — около 1/10, возобновляемых источников энергии — около 2%.

Черная металлургия — в прошлом одна из важнейших отраслей специализации промыш­ленности, вошла с середины 70-х годов в число структурно-кризисных, с трудом, несмотря на высокий технический и технологический уровни, выдерживающих междуна­родную конкуренцию. По выплавке чугуна, стали и производству стального проката Германия занимает среди зарубежных стран четвертое место вслед за Японией, США и КНР, но значительно опережает страны Западной Европы. Практически весь выплавляе­мый чугун используется в самой Германии. Почти вся сталь выплавляется кислородно-конвертерным и электроплавильным способами. Основные мощности черной металлургии, особенно начальных переделов, сосредоточены в Рурской области и на Нижнем Рейне с наибольшей концентрацией в Дуйсбурге и Дортмунде. Заводы полного цикла есть также в Саарскойобласти, Бремене, Зальцгиттере и Оснабрюке. Центров передельной металлургии и прокатных заводов намного больше.

Цветная металлургия работает главным образом на импортном первичном сырье и собственном и импортном ломе цветных металлов; в связи с этим размещение ее предприятий определяется главным образом удобствами и дешевизной подвоза сырья и обеспеченностью соответствующими энергоресурсами. По выплавке первичного алюминия Германия уступает в зарубежной Европе лишь Норвегии. Более половины его выплавки, а также производства полуфабрикатов сосредоточены в земле Северный Рейн-Вестфалия (Эссен, Фёрде, Норф и др.); за пределами этого района крупными центрами этой отрасли стали города Гамбург, Штаде на Нижней Эльбе, Тёгинг в Баварии. Выплавка черновой меди сосредоточена почти полностью в Гамбурге и Люнене, рафинированной — в них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.

Машиностроение и металлообработка — крупнейшая из комплексных отраслей промыш­ленности Германии, основная отрасль ее специализации. В западных землях на нее приходится около 1/2, а в восточных — около 2/5 всей промышленной продукции (1992 г.); она обеспечивает более половины всего товарного экспорта страны. На экспорт идет в среднем около 2/5 всей продукции. На фоне общего широкого распространения этой отрасли выделяются Нижнерейнско-Рурский, Штутгартский, Рейнско-Майнский и Хемниц-Цвиккауский районы многоотраслевого машиностроения, а также крупнейшие его центры — Мюнхен, Нюрнберг с Эрлангеном, Мангейм, Гамбург, Берлин и Лейпциг. Из федеральных земель наибольшим разнообразием продукции общего машиностроения, выпускающего машины производственного назначения, выделяются Баден-Вюртемберг, вышедший по числу занятых в этой отрасли на первое место в стране, и Северный Рейн-Вестфалия.

По автомоби­лестроению Германия уступает лишь США и Японии. В этой отрасли лидирующее положение занимают пять компаний, из которых в трех, дающих примерно 3/5 продук­ции, — «Фольксваген», «Мерседес-Бенц» и «БайеришеМоторенверке» («БМВ») — господ­ствует германский капитал, а в двух — «Форд-Верке» и «Опель» — американский. Основные заводы «Фольксвагена» находятся в Вольфсбурге, Ганновере, Брауншвейге, Зальцгиттере и Эмдене, «Мерседес-Бенц» — в Штутгарте и его пригородах, ряде городов Верхнего Рейна и в Бремене, «БМВ» — в Мюнхене, Регенсбурге, Ландсхуте, «Форда» — в Кёльне, «Опеля» — в Рюссельсхайме.

К числу основных отраслей специализации Германии относится также химическая промышленность. Главный район химической промышленности — Рейнско-Вестфальский, где в пределах земли Северный Рейн-Вестфалия вырабатывается более 2/5 всей продукции отрасли. Он играет основную роль в производстве как продуктов основной химии — органической и неорганической, так и многих продуктов тонкого органического синтеза. Крупнейшие центры — Леверкузен со штаб-квартирой и крупнейшим заводом концерна «Байер», Кёльн, Весселинг, Дормаген, Марль, Гельзенкирхен, Крефельд.

Сельское хозяйство. В сельском хозяйстве западных земель преобладают хозяйства, ведущиеся целиком или главным образом сипами фермерской семьи. Доля наемных работников, включая сезонников, составляет около 10%. Средняя площадь фермы — около 19 га. Растет доля фермеров, занятых в своем хозяйстве лишь частично, она уже превысила 2/5. В восточных землях перед объединением Германии господствующее положение занимали несколько тысяч крупных узкоспециализированных предприятий типа производственных коопера­тивов и государственных «народных имений», которые сосредоточивали около 9/10 всех сельскохозяйственных земель, поголовья скота и давали более 9/10 сельскохозяйствен­ной продукции. Их структурная перестройка после объединения сопровождается выделе­нием единоличных фермерских хозяйств, но основная часть земли, скота и персонала остается пока в кооперативных и сходных с ними хозяйствах, изменивших свою правовую форму применительно к законодательству ФРГ и уменьшившихся по площади.

Из общего производства зерна в Европейском Союзе на Германию приходится несколько более 1/5, но выделяется она главным образом производством ржи (3/4 сбора), овса (около 2/5) и ячменя (более 1/4). С районами посевов пшеницы во многом совпадают ареалы возделывания сахарной свеклы. В Баварии находится крупнейший в мире ареал хмелеводства — Халлертау.

В животноводстве наибольшее значение имеет разведение крупного рогатого скота, дающее более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около 1/4). Второе место по значению занимает свиноводство. По молоку и говядине самообеспеченность страны систематически превышает 100%, но по свинине составляет менее 4/5. Скотоводство молочно-мясного направления наиболее характерно для хорошо увлажняемых приморских, альпийских и предальпийских районов, богатых лугами и пастбищами, а также для периферии городских агломераций. Свиновод­ство развито повсеместно, но особенно в районах, близких к портам ввоза импортных кормов, районам возделывания сахарной свеклы, картофеля и кормовых корнеплодов. В агропромышленном комплексе сельское хозяйство играет подчиненную роль.

Транспорт. По густоте транспортных путей Германия занимает одно из первых мест в мире. В связи с центральным положением в системе транспортных путей европейского значения и большой интенсивностью хозяйственных связей с соседями в общем грузообо­роте всех видов транспорта велика доля трансграничных перевозок (43%), в том числе транзитных (11%). В суммарном грузообороте основную роль играет автомобиль­ный транспорт (около 3/5), за которым следуют железнодорожный (22—23%), внутренний водный (14—15%), трубопроводный (около 3,5%). В пассажирообороте еще больше доля автомобильного транспорта (более 9/10) и меньше доля железнодорожного (около 6%).

Внешние экономические связи. По общему объему внешней торговли Германия занимает второе место в мире после США: ее доля в мировом экспорте товаров составляет 9 — 11%, а в импорте около 9%. Внешнеторговый баланс систематически положительный (95 млрд. евро). Объём импорта товаров и услуг в 2003 г. составил 668 млрд. евро, экспорта – 763 млрд. евро. Экспорт – готовые изделия (86%), продовольственные товары (5%), полуфабрикаты (4%), сырьё (0,7%). РФ поставляет в ФРГ около 40% импортируемого газа и около 25% нефти. Импортируется готовая продукция.

ВОПРОС 32

Африка.

Африка вместе с относящимися к ней островами (самый крупный из них Мадагаскар) имеет площадь 30,3 млн, кв. км, население более 750 млн человек.

По размерам территории Африка превосходит все другие крупные регионы мира, а по основным показателям экономического и социального развития существенно уступает им. Африка занимает последнее место по уровню индустриализации, транспортной обеспеченности, развитию здравоохранения и науки, урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства.

В международном разделении труда Африка представлена продукцией добывающей промышленности, отраслей тропического и субтропического земледелия. Особенно велика ее доля в мировом производстве золота и алмазов, урана и бокситов, фосфоритов, кокосовых орехов впальмового масла, кофе и какао.

Некоторые географические особенности региона:

1. Среди других континентов Африка занимает особое географическое положение. Экватор пересекает ее почти посередине и делит на две части, примерно одинаково расположенные (к северу и югу) в приэкваториальных, тропических и субтропических широтах. Поэтому огромное количество тепла поступает на всю территорию Африки равномерно в течение всего года, а времена года в ее северных и южных частях противоположны: в то время как в северном полушарии лето, в южном — зима.

Характер географического положения обеспечивает возможность круглогодичного судоходства у берегов Африки, так как омывающие ее моря не замерзают.

Большое значение для судоходства имеют разделяющий Африку и Европу Гибралтарский пролив (его расстояние составляет всего лишь 14 км) и соединяющий Средиземное и Красное моря Суэцкий канал. Многие страны Африки выхода к морю не имеют.

2. Африка опережает все другие регионы мира по темпам естественного прироста населения (более 3% в год), поскольку выделяется высокой рождаемостью. Вместе с тем Африка — регион самой высокой смертности. В результате возрастная структура населения отличается высокой долей (около 45%) детей и подростков до 15 лет.

При средней плотности 25 человек на 1 кв. км население размещено по территории Африки очень неравномерно. Наиболее густо заселены морские побережья, прибрежные районы ЮАР, Замбии, Заира и Зимбабве. В этих районах плотность населения составляет от 50 до 1000 человек на 1 кв. км. На огромных пространствах пустынь Сахара, Калахари, Намиб плотность населения едва достигает 1 человека на 1 кв. км.

Несмотря на самые высокие в мире темпы урбанизации, Африка по доле городского населения (около 30%) уступает другим регионам.

По лингвистическому признаку половина населения Африки принадлежит к нигеро-кордофанской семье, третья часть — к афрозийской семье. Жители европейского происхождения составляют всего 1%.

3. Для Африки характерна значительная миграция населения (внешняя и внутренняя). Основными центрами притяжения рабочей силы с африканского континента являются Западная Европа и Западная Азия (особенно страны Персидского залива). Внутри континента миграционные потоки рабочей силы в основном идут из беднейших стран в более богатые (ЮАР, Нигерию, Кот-д'-Ивуар, Ливию, Марокко, Египет, Танзанию, Кению, Заир, Зимбабве).

4. На политической карте Африка представлена 55 государствами, подавляющее большинство которых — развивающиеся страны. Единственной страной, относящейся к числу экономически развитых, является ЮАР. Среди стран подавляющее большинство - республики (исключение - Марокко, Лесото и Свазиленд, которые являются конституционными монархиями). Административно-территориальное устройство государств, за исключением ЮАР и Нигерии, унитарное.

5. В геополитическом и экономическом отношении Африку подразделяют на две части: Северную Африку и Тропическую Африку.

Северная Африка включает территорию (площадью около 10 млн кв. км с населением 160 млн человек), примыкающую к Средиземноморью, заселенную в основном арабами, исповедующими ислам. Страны, расположенные на этой территории (Алжир, Египет, Зап. Сахара, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис), благодаря своему географическому положению (приморское, соседское по отношению к странам Южной Европы и Западной Азии) и более высокому (в сравнении с государствами Тропической Африки) уровню экономического и индустриального развития, отличаются большей вовлеченностью в международное разделение труда (экспорт нефти, газа, фосфоритов и др.). Тропическая Африка включает территорию, расположенную к югу от Сахары, в пределах которой в свою очередь выделяют Западную, Центральную, Восточную и Южную Африку. Подавляющая часть населения стран, расположенных на их территории, относится к экваториальной (негроидной) расе. Этнический состав населения отличается большой пестротой (насчитывается более 200 народов), преобладают многонациональные государства. Основной сферой деятельности населения является сельское хозяйство (исключение — страны Южной Африки, в хозяйстве которых определяющую роль играют промышленность и сфера услуг). Тропическая Африка — самая отсталая в экономическом отношении, наименее индустриализованная и наименее урбанизированная часть развивающегося мира. Из 49 стран, находящихся в ее пределах, 32 принадлежит к группе «наименее развитых стран мира». Среднедушевой ВНП в странах Восточной, Западной и Центральной Африки в несколько раз (в 5—7 и более раз) меньше, чем в странах Северной и Южной Африки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: