Семантическаяаф первичный дефект

 

Возникает при поражении третичных, теменно-затылочных отделов коры левого полушария (39, 40, задняя часть 37 и передняя 19 полей). Впервые была описана в 1926 г. Т. Хэдом. А. Р. Лурия показал, что в ее основе лежат дефекты симультанного (одновременного) схватывания информации, нарушения пространственного восприятия.При поражении теменно-затылоч-ных (или нижнетеменных) отделов коры левого полушар сохраняется плавная синтагматическая организация речи, не отмечается никаких поисков звукового состава слова, отсутст­вуют явления снижения слухоречевой памяти или нарушения фонематич слуха, остается сохранным артикуляторно- фонематический уровень. Существенные нарушения кодиро­вания и декодирования речевого сообщения выступают в яв­лениях забывания слов и в трудностях понимания и формули­рования сложных логико-грамматических отношений.

Нарушение симультанного пространственного восприятия – центральный механизм, а центральный дефект – нарушение понимания логико-грамматических конструкций. Эта форма аф сочетается с выраженной пространст­венно-конструктивной апраксией, апраксией позы пальцев, а также с акалькулией

В клинической картине не обнаруживается глубокого нарушения экспрессивной речи: могут разговаривать, используя простые конструкции предложений, понимать просто построенную обращенную речь, однако усложнение грамматического строя речи ведет к ее непониманию и растерянности. Производят впечатление людей со снижением памяти, сужением кругозора. Отсутствуют нарушен чтения и письма. В пространстве ориентируются с трудом.

Семантическаяаф протекает в нейропсихологическом синдроме симультанной агнозии, астереогноза, нарушения схемы тела, пространственной и конструктивной апраксии и первичной акалькулии (нарушен счета).На фоне сохранного восприятия отдельных предметов, имеется нарушение восприятия тонких пространственных отношений, взаимоотношений предметов в пространстве. Не могут мысленно перевернуть фигуру в пространстве, нарушается восприятие географ карты, узнавание времени по числам, нарушается понимание разрядности числа, счетные операции

В этом синдроме идут и своеобразные нарушения речи. При сохранности акустического гнозиса нарушается понимание речи из-за трудностей симультанного восприятия целого сложного предложения (логико-грамматической конструкции). Именно поэтому без труда понимают отдельные слова и простые предложения и не понимают сложные.

В психологической картине не отмечено грубых внешних признаков нарушения речи: понимают бытовую речь, адекватно отвечают на вопросы, затруднения в устной речи не выходят за пределы легкого забывания слов.

Тщательное обследование выявляет глубокое нарушение смыслового строя речи.Нарушаются те стороны речи, котор связаны с восприятием пространственных отношений: нарушается понимание конструкций с предлогами, сравнительных конструкций, обороты со словами перед, после, без, конструкции творительного, родит падежа. В таких конструкциях понимают либо отдельные слова, либо схватывают общую ситуацию (о чем говорится), но вазимодействия указанных объектов остаются недоступными. Вызывают затруднения инверсии – фразы с обратным порядком слов. Таким образом, при семантической афслово выпадает из системы грамматических понятий и воспринимается лишь как носитель непосредственного значения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: