В последние годы многие страны осуществили реформы в финансировании высшегообразования. Большая часть реформ связанас изменением механизмов распределения ресурсов, в основном за счет стремления к прямым взаимоотношениям между государственными ресурсами и результатами деятельностиинститутов и конкурентного подхода в общем распределении ресурсов [Приложение Б].
На основе исследования последних мировыхтенденций высшего образования можно выделить три альтернативных сценариявозможного развития финансирования высшего образования в ближайшие годы:
1) Финансирование на основе предложения;
2) Трансформационный сценарий;
3) Финансирование на основе спроса.
В рамкахпервого сценария – финансирование на основе предложения – рассматриваются последствия и разнообразныеусловия продолжения традиционных методовгосударственного финансирования образования. В рамках второго сценария, получившегоназвание трансформационного, экстраполируется развитие в странах, которые постепенно отходят от традиционных подходов, предусматривающих в качестве основного источника государственноефинансирование. Третий сценарий – финансирование на основе спроса – предполагает значительные реформы по предоставлению университетам возможностей конкурировать за большинство своихресурсов.
|
|
Рассмотрим финансирование высшего образования на основе предложения. Такой подход отражает традиционную модель финансирования, направленную на поддержку реализации высшим образованием функций общественного блага, особенно в области фундаментальных исследований, и обеспечение равных возможностей доступа к высшему образованию.
В соответствии с данной моделью учреждения высшего образования
финансируются напрямую из государственных источников, чаще всего исходя из потребностей«на входе»и не учитывая критериев результативности. До сегодняшнего дня во многих странах ОЭСР, особенно в странах Европы, высшее образование преимущественно финансировалось из государственных средств [Приложение В].
Однако в будущем устойчивое развитие и качество высшего образования в рамках этого сценария могут подвергаться сомнению, поскольку опыт использования этого типа финансирования заметно варьируется в глобальном масштабе.
Страны Северной Европы и Швейцария относятся к малочисленной категории стран,которым удалось сохранить высокое качествовысшего образования и образовательных программ в условиях практически полного финансирования из государственных источников. Если принять положение в международных рейтингах как критерий оценки качества, то результаты этих стран окажутся намного более высокими, чем в других странах.
|
|
Ведущие позиции в рейтинге объясняются не только тем, что в названных странах высшее образование финансируется главным образом из государственных источников, но и в принципе высоким уровнем ресурсов, выделяемых на нужды развития высшего образования в странах Северной Европы и Швейцарии, где на финансирование высшего образования из государственного бюджета выделяется как минимум 1,5% ВВП.
Если сравнивать с другими странами, что абсолютный уровень государственного финансирования значительно ниже в Ирландии, Франции и Германии. Случай Ирландии в этом смысле очень показателен. На протяжении многих лет являясь лидером в Европе в области распределения затрат на высшее образование, в 1995 г. ирландское правительство приняло решение отменить плату за обучение. Этот шаг подорвал устойчивое финансовое развитие сектора высшего образования.
В недавние годы руководители вузов Германии и Франции с обеспокоенностью отмечали ухудшение инфраструктуры и финансового состояния своих университетов, приводящее подчас к ситуации «перенаселения» вузов, обычно более характерной для развивающихся стран.
Реформы, направленные на повышение автономии вузов, начатые недавно в некоторых землях Германии, а также во Франции, как и новые денежные поступления в рамках таких национальных программ, как немецкая GermanExcellenceInitiativeи французская OperationCampus, служат примером стратегии, реализуемой для устранения недостатков сценария финансирования на основе предложения за счет увеличения государственных, но более конкурентоспособных инвестиций в высшее образование.
Другим примером являются США, где в штате Техас за последние несколько лет наблюдался быстрый демографический рост. Техас – второй штат США после Калифорнии по территории и темпам экономического развития. Однако государственные инвестиции для создания новых вузов или объединения уже существующих в настоящее время откладываются. По мнению руководителей Университета Техаса, «рост, который сейчас переживает Техас, возможно, сделает его в итоге бедным и менее образованным штатом». Развитые страны не застрахованы от ситуации постепенного ухудшения условий, связанной с риском реализации сценария финансирования на основе предложения, когда достаточно высокий уровень государственного финансирования высшего образования не может быть гарантирован.
Однако для многих развивающихся стран, особенно в странах Африки к югу от Сахары, в Северной Африке, на Ближнем Востоке, Южной Америке, Юго-Восточной Азии, перспективы выглядят еще более мрачно.
15 лет назад Всемирный банк заявил, что высшее образование «во всем мире находится в кризисе» и выявил фискальную нестабильность, с которой сталкивается сектор высшего образования в развивающихся странах мира
Финансирование на основе предложения может оказаться трагическим для тех стран, которые долгое время находились в кризисе и оказались неспособны изменить характерную для них ситуацию упадка. В будущем страны с преимущественно государственным сектором экономики, для которых типичны также динамично растущие показатели приема в учреждения среднего профессионального образования и ограниченные бюджетные ресурсы (или с недостаточными политическими обязательствами в отношении высшего образования), могут избежать упадка только при условии, что будет налажена система регулирования доступа к высшему образованию и выработан механизм распределения расходов.
В противном случае им придется столкнуться с нестабильным ростом, падением качества и высоким уровнем безработицы среди выпускников из-за низких темпов создания рабочих мест.
|
|
В развивающихся странах, даже в условиях продолжения реализации финансирования на основе предложения, могут продолжать существовать страны с качественным образованием, но в этом случаи они будут подвергаться значительному риску и испытывать многочисленные трудности с признанием на международном уровне.
Растущий дефицит ресурсов является сдерживающим фактором для привлечения необходимого высококвалифицированного преподавательского состава, а также для поддержки соответствующей стандартам инфраструктуры и оборудования, включая доступ к широкополосным сетям для обеспечения университетской коммуникации.
Полагание на государственное финансирование традиционно объясняется ответственностью государства за поддержку выполнения университетами функций образования как общественного блага.Однако если государство оказывается не в состоянии выделить достаточно ресурсов на поддержку данного сектора, то и система образования со временем теряет способность удовлетворять растущие потребности общества и экономики в услугах высшего образования. Во многих странах, особенно развивающихся, традиционная модель финансирования высшего образования, скорее всего, окажется неперспективной и будет свидетельствовать в пользу их неспособности достигать экономических и политических целей и обеспечивать политические ресурсы, необходимые для поддержания качества образования.