Модель финансирования на основе предложения

 

 

В последние годы многие страны осуществили реформы в финансировании высшегообразования. Большая часть реформ связанас изменением механизмов распределения ресурсов, в основном за счет стремления к прямым взаимоотношениям между государственными ресурсами и результатами деятельностиинститутов и конкурентного подхода в общем распределении ресурсов [Приложение Б].

На основе исследования последних мировыхтенденций высшего образования можно выделить три альтернативных сценариявозможного развития финансирования высшего образования в ближайшие годы:

1) Финансирование на основе предложения;

2) Трансформационный сценарий;

3) Финансирование на основе спроса.

В рамкахпервого сценария – финансирование на основе предложения – рассматриваются последствия и разнообразныеусловия продолжения традиционных методовгосударственного финансирования образования. В рамках второго сценария, получившегоназвание трансформационного, экстраполируется развитие в странах, которые постепенно отходят от традиционных подходов, предусматривающих в качестве основного источника государственноефинансирование. Третий сценарий – финансирование на основе спроса – предполагает значительные реформы по предоставлению университетам возможностей конкурировать за большинство своихресурсов.

Рассмотрим финансирование высшего образования на основе предложения. Такой подход отражает традиционную модель финансирования, направленную на поддержку реализации высшим образованием функций общественного блага, особенно в области фундаментальных исследований, и обеспечение равных возможностей доступа к высшему образованию.

В соответствии с данной моделью учреждения высшего образования
финансируются напрямую из государственных источников, чаще всего исходя из потребностей«на входе»и не учитывая критериев результативности. До сегодняшнего дня во многих странах ОЭСР, особенно в странах Европы, высшее образование преимущественно финансировалось из государственных средств [Приложение В].

Однако в будущем устойчивое развитие и качество высшего образования в рамках этого сценария могут подвергаться сомнению, поскольку опыт использования этого типа финансирования заметно варьируется в глобальном масштабе.

Страны Северной Европы и Швейцария относятся к малочисленной категории стран,которым удалось сохранить высокое качествовысшего образования и образовательных программ в условиях практически полного финансирования из государственных источников. Если принять положение в международных рейтингах как критерий оценки качества, то результаты этих стран окажутся намного более высокими, чем в других странах.

Ведущие позиции в рейтинге объясняются не только тем, что в названных странах высшее образование финансируется главным образом из государственных источников, но и в принципе высоким уровнем ресурсов, выделяемых на нужды развития высшего образования в странах Северной Европы и Швейцарии, где на финансирование высшего образования из государственного бюджета выделяется как минимум 1,5% ВВП.

Если сравнивать с другими странами, что абсолютный уровень государственного финансирования значительно ниже в Ирландии, Франции и Германии. Случай Ирландии в этом смысле очень показателен. На протяжении многих лет являясь лидером в Европе в области распределения затрат на высшее образование, в 1995 г. ирландское правительство приняло решение отменить плату за обучение. Этот шаг подорвал устойчивое финансовое развитие сектора высшего образования.

В недавние годы руководители вузов Германии и Франции с обеспокоенностью отмечали ухудшение инфраструктуры и финансового состояния своих университетов, приводящее подчас к ситуации «перенаселения» вузов, обычно более характерной для развивающихся стран.

Реформы, направленные на повышение автономии вузов, начатые недавно в некоторых землях Германии, а также во Франции, как и новые денежные поступления в рамках таких национальных программ, как немецкая GermanExcellenceInitiativeи французская OperationCampus, служат примером стратегии, реализуемой для устранения недостатков сценария финансирования на основе предложения за счет увеличения государственных, но более конкурентоспособных инвестиций в высшее образование.

Другим примером являются США, где в штате Техас за последние несколько лет наблюдался быстрый демографический рост. Техас – второй штат США после Калифорнии по территории и темпам экономического развития. Однако государственные инвестиции для создания новых вузов или объединения уже существующих в настоящее время откладываются. По мнению руководителей Университета Техаса, «рост, который сейчас переживает Техас, возможно, сделает его в итоге бедным и менее образованным штатом». Развитые страны не застрахованы от ситуации постепенного ухудшения условий, связанной с риском реализации сценария финансирования на основе предложения, когда достаточно высокий уровень государственного финансирования высшего образования не может быть гарантирован.

Однако для многих развивающихся стран, особенно в странах Африки к югу от Сахары, в Северной Африке, на Ближнем Востоке, Южной Америке, Юго-Восточной Азии, перспективы выглядят еще более мрачно.

15 лет назад Всемирный банк заявил, что высшее образование «во всем мире находится в кризисе» и выявил фискальную нестабильность, с которой сталкивается сектор высшего образования в развивающихся странах мира

Финансирование на основе предложения может оказаться трагическим для тех стран, которые долгое время находились в кризисе и оказались неспособны изменить характерную для них ситуацию упадка. В будущем страны с преимущественно государственным сектором экономики, для которых типичны также динамично растущие показатели приема в учреждения среднего профессионального образования и ограниченные бюджетные ресурсы (или с недостаточными политическими обязательствами в отношении высшего образования), могут избежать упадка только при условии, что будет налажена система регулирования доступа к высшему образованию и выработан механизм распределения расходов.

В противном случае им придется столкнуться с нестабильным ростом, падением качества и высоким уровнем безработицы среди выпускников из-за низких темпов создания рабочих мест.

В развивающихся странах, даже в условиях продолжения реализации финансирования на основе предложения, могут продолжать существовать страны с качественным образованием, но в этом случаи они будут подвергаться значительному риску и испытывать многочисленные трудности с признанием на международном уровне.

Растущий дефицит ресурсов является сдерживающим фактором для привлечения необходимого высококвалифицированного преподавательского состава, а также для поддержки соответствующей стандартам инфраструктуры и оборудования, включая доступ к широкополосным сетям для обеспечения университетской коммуникации.

Полагание на государственное финансирование традиционно объясняется ответственностью государства за поддержку выполнения университетами функций образования как общественного блага.Однако если государство оказывается не в состоянии выделить достаточно ресурсов на поддержку данного сектора, то и система образования со временем теряет способность удовлетворять растущие потребности общества и экономики в услугах высшего образования. Во многих странах, особенно развивающихся, традиционная модель финансирования высшего образования, скорее всего, окажется неперспективной и будет свидетельствовать в пользу их неспособности достигать экономических и политических целей и обеспечивать политические ресурсы, необходимые для поддержания качества образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: