Трансформационный сценарий финансирования высшего образования

 

Трансформационный сценарий применяется к странам и институтам высшего образования, которые уже прошли первое поколение реформ, связанное с разделением затрат на финансирование сектора, но в которых должны произойти определенные изменения для того, чтобы закрепить и улучшить позитивные последствия уже проведенных реформ или преодолеть некоторые их негативные результаты (часто непредвиденные). Это касается, прежде всего, стран Латинской Америки, стран с переходной экономикой в Восточной Европе и Центральной Азии, а также некоторых государств Восточной Азии.

Примерами могут выступать ситуации, при которых, например, через несколько лет после введения системы распределенною финансирования и студенческих займов для помощи студентам из малообеспеченных семей, страны могут столкнуться с проблемой невозврата кредитов в результате высокого уровня безработицы среди выпускников университетов.

С одной стороны, такое положение дел может побудить страны к более жесткой процедуре аккредитации высших учебных заведений с целью снижения количества институтов высшего образования с низким уровнем качества образовательных услуг. С другой стороны, такая ситуация может возникнуть в случае, если правительствам, использующим при распределении государственных средств между вузами формульное финансирование, потребуется внести в используемую формулу какие-либо изменения в соответствии с новыми условиями.

Например, в Польше принятое в начале 1990-х гг. формульное финансирование было очень эффективно для стимулирования найма преподавательского состава со степенью доктора наук, работающего на полную ставку. Но спустя 15 лет этот механизм превратился в барьер для подразделений университетов, стремящихся привлечь для преподавания на неполную ставку профессионалов из производственной сферы без докторской степени.

Многие страны поощряли рост числа частных университетов и колледжей для дополнения, а иногда и для замещения государственного инвестирования в высшее образование. Но не всегда устранялись существовавшие барьеры, мешающие частным поставщикам услуг работать эффективно. Так, в Азербайджане Министерство образования контролирует численность студентов в каждом частном университете, а также тип предлагаемых программ обучения. В странах Африки и Южной Азии наблюдается потребность повышения финансовой автономии институтов высшего образования. Правительства призывают государственные вузы к диверсификации ресурсов, но сохраняют требование отчислений в казначейство от прибыли, полученной ими самостоятельно.

Пример Чили также демонстрирует необходимость проведения реформ второго поколения. Согласно совместному обзору ОЭСР и Всемирного банка по высшему образования, несмотря на то, что страна за последние 20 лет вводила различные инновационные способы распределения ресурсов (конкурентные фонды, контракты на основе успеваемости, ваучеры и студенческие займы), всем этим финансовым инструментам не хватало последовательности в постановке политических целей, операциональной поддержки. Так, студенты с низкими доходами могли воспользоваться двумя различными схемами займов с разными процентными ставками в зависимости от того, будут ли они поступать в новый или старый университет. Точно так же только самые старые

частные университеты могут получать гранты через конкурентный фонд.

На институциональном уровне показательным является пример университетов, которые ввели оплату обучения на выборочной основе, создав тем самым систему двойного стандарта, что может иметь негативные последствия с точки зрения эффективности и равенства. Подобная ситуация характерна для большинства бывших стран с командной экономики (Вьетнам, Россия, Польша, Армения, Азербайджан) и некоторых стран Восточной Африки (Уганда, Танзания). Происходит следующее: на основе набранных баллов на вступительных экзаменах в государственные университеты определяется, кто будет платить за обучение, и кто освобождается от оплаты.

Последствия для равенства от использования такой системы отбора заключаются в том, что шансы получить хорошие оценки гораздо выше у студентов из более обеспеченных семей, поскольку они получили среднее образование в лучших частных школах, могли заниматься с частными педагогами, и их семьи обладают более высоким культурным капиталом. С точки зрения эффективности реализация такой стратегии тоже сомнительна, так как студенты с более низкими баллами, оплачивающие учебу, обучаются бок о бок со студентами, освобожденными от оплаты.

В данном случае реформа должна быть направлена на переход к универсальной стоимости обучения, сопровождающийся введением комплексной системы финансовой поддержки студентам, освобождением от платы за обучение, стипендиями и займами для наиболее нуждающихся студентов.

Иногда правительства считают более приемлемым заново ввести некоторые элементы модели финансирования на основе предложения, чем продолжать реформирование по переходу к разделению затрат. Это может быть объяснено особенностями культурных и социальных характеристик страны или продиктовано соображениями политического удобства.

Уже упомянутый случай Ирландии не является единственным примером отказа от платы за обучение и возврата к государственному финансированию высшего образования. В конце 1990-х гг. Венгрия отменила плату за обучение, введенную для студентов, проходящих курс повторно, а в 2005 г. сократила плату за обучение вдвое. В 2005 г., спустя два года после рационализации критериев соответствия, в Сенегале для предотвращения нерационального расходования средств были восстановлены универсальные стипендии.

Новая Зеландия вернулась к нулевой процентной ставке в схеме студенческих кредитов на основании доходов. В каждом случае изменение направления реформ означало дополнительную нагрузку на государственный бюджет и выделение меньших ресурсов на расширение высшего образования и повышение качества и релевантности образования и профессиональной подготовки.

Преимущество реформ второго поколения в финансировании и управлении состоит в том, что они обеспечивают возможности стран и институтов приспосабливаться к меняющимся внешним условиям, корректируя возможные искажения и лучше подготавливаясь к ответу на новые вызовы. С другой стороны, некоторые разрабатываемые в настоящее время реформы предполагают изменения, которые могут стать вызовом для действующих практик и установленных привилегий.

Успех реализации реформ, включающих перераспределение финансовых средств, прямо пропорционален способности гарантировать мягкий (безболезненный) переход от старых политически практик к новым. Одним из способов справиться с этими диспропорциями может оказаться введение минимальных уровней финансирования, гарантирующих всем институтам пропорциональное выделение финансирования в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями хотя бы в течение некоторого времени.

Опыт Пакистана в реформировании сферы высшего образования показывает, что применение мер по перераспределению при наличии дополнительных ресурсов может оказаться проще, чем при перераспределении средств при фиксированном бюджете. Но даже в странах с высоким уровнем доходов, в которых гораздо легче найти дополнительные частные ресурсы, могут возникать сложности политического характера, препятствующие реализации нововведений по распределению затрат. Например, во Франции, несмотря на достаточно гибкий бюджет, сопротивление повышению стоимости обучения настолько велико, что делает этот шаг невозможным.

Болонский процесс также стал для присоединившихся к процессу стран и вузов движущей силой для начала реформ, особенно в сфере обеспечения качества, которые трудно представить строго в национальном контексте. Похожая тенденция наблюдается и за пределами Европейского пространства высшего образования. Например, развитие МЕРКОСУР подтолкнуло Уругвай и Боливию двигаться к формированию системы обеспечения качества для обеспечения признания степеней и мобильности профессиональных кадров внутри пространства МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай).

В заключение отметим, что принятие трансформационного сценария будет поддерживаться все большим числом стран, которые сталкиваются с необходимостью приведения стратегий по мобилизации ресурсов и их распределения в соответствие с изменениями в экономической и социальной сферах.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: