Лабораторная работа №1
Моделирование механизма «парникового эффекта»
Теоретическая часть.
Основным источником энергии, поддерживающим жизнь на Земле, является солнечная радиация - электромагнитное излучение Солнца, проникающее в земную атмосферу.
Суть парникового эффекта состоит в следующем: Земля получает энергию от Солнца, в основном, в видимой части спектра, а сама излучает в космическое пространство, главным образом, инфракрасные лучи.
Однако многие содержащиеся в ее атмосфере газы - водяной пар, , метан, закись азота и т. д. - прозрачны для видимых лучей, но активно поглощают инфракрасные, удерживая тем самым в атмосфере часть тепла.
В последние десятилетия содержание парниковых газов в атмосфере очень сильно выросло. Появились и новые, ранее не существовавшие вещества с "парниковым" спектром поглощения - прежде всего фторуглеводороды.
Газы, вызывающие парниковый эффект, - это не только диоксид углерода (). К ним также относятся метан
, закись азота (
), гидрофторуглероды (ГФУ), перфторуглероды (ПФУ), гексафторид серы (
). Однако именно сжигание углеводородного топлива, сопровождающееся выделением
, считается основной причиной загрязнения.
|
|
Практическая часть.
Цель работы:смоделировать механизм «парникового эффекта».
Оборудование: прозрачная цилиндрическая ёмкость; стеклянная крышка прозрачная; свётлый и тёмный грунт; пульверизатор с водой; термометр; лампа накаливания.
Ход работы:
1. Увлажняем грунт на дне прозрачной цилиндрической ёмкости.
2. Устанавливаем в грунт термометр. Накрываем коробку прозрачной крышкой. Устанавливаем лампу в 20-30см над сосудом таким образом, чтобы свет падал на шарик термометра.
3. Дали температуре установиться на уровне комнатной. Отметили значение комнатной температуры. Оставили крышку на сосуде, включаем лампу и фиксируем значения температуры по термометру через каждую минуту в течение 20 минут.
4. Выключили лампу, дали температуре упасть до комнатной. Снова увлажнили грунт водой и повторили эксперимент со снятой крышкой сосуда.
5. Повторили все этапы работы со светлым грунтом.
Обработка результатов и выводы:
Таблица 1- Изменение температуры грунта в зависимости от времени
Время, мин | Температура, С0 | |||
Тёмный грунт | Светлый Грунт | |||
Без крышки | С крышкой | Без крышки | С крышкой | |
0 | 23,1 | 23,5 | 23,1 | 23,5 |
1 | 24,1 | 23,7 | 23,7 | 24 |
2 | 24,6 | 24,1 | 24,4 | 24,5 |
3 | 25,2 | 24,5 | 24,9 | 25 |
4 | 25,6 | 25 | 25,4 | 25,4 |
5 | 26 | 25,3 | 25,8 | 25,7 |
6 | 26,4 | 25,7 | 26,1 | 26,1 |
7 | 26,7 | 26,1 | 26,4 | 26,5 |
8 | 27 | 26,4 | 26,6 | 26,8 |
9 | 27,3 | 26,7 | 26,7 | 27,1 |
10 | 27,6 | 27,1 | 27 | 27,5 |
11 | 27,8 | 27,4 | 27,3 | 27,8 |
12 | 27,9 | 27,7 | 27,6 | 28 |
13 | 28 | 28 | 27,7 | 28,3 |
14 | 28,1 | 28,3 | 27,9 | 28,6 |
15 | 28,2 | 28,5 | 28 | 28,8 |
16 | 28,2 | 28,7 | 28,1 | 29 |
17 | 28,2 | 29 | 28,1 | 29,2 |
18 | 28,2 | 29,2 | 28,2 | 29,4 |
19 | 28,3 | 29,4 | 28,2 | 29,6 |
|
|
Рисунок 1- График зависимости температуры грунта от времени без крышки
Рисунок 2- График зависимости температуры грунта от времени с крышкой
Вывод: на основании данных лабораторной работы можно сделать вывод о том,что светлый грунт нагревается медленнее, чем темный, поскольку черное тело поглощает почти все солнечное излучение, а светлое часть лучей отражает. Температура грунта с крышкой в каждом случае выше, чем без крышки. Это обуславливается тем, что стекло и парниковые газы задерживают лучи, испускаемый нагретыми телами,проявляется «парниковый эффект».
Лабораторная работа №2