Философия и медицина средневековья

Средневековье – 7 век-14 век. Мировоззрение средних века – мировоззрение теоцентрическое, центр – Бог, способ и средство рационального обоснования – религиозная философия(схоластика), которая носит теологический характер, её основные принципы составляют догмы христианской религии. Задача схоластики – не в том, чтоб открыть истину, а в том, чтобы рационально обосновать эту истину. Теоретические источники схоластики: 1-патристика, 2-византийская теология, 3-античная философия. Выделяю три периода схоластики: ранняя(9-12в Эриуген, Росцелин), зрелая (13в Альберт великий, Фома Аквинский), поздняя (13-14в Бэкон, Скот, Оккам). Основные проблемы схоластики: 1-роблема соотношения знаний и веры; 2-соотнош.сущности и существования; 3-природы и сущности общих понятий (универсалий). Существует три основных подхода к соотношению первой проблемы: 1-знание и вера – враги, 2-необходимость союза знания и веры, 3-теорий двойственно истины; Существует два подхода ко второй проблеме: 1-единственная реальность – феноменальный мир, 2-существует мир невидимый; АВГУСТИН: вера не подлежит разуму, представил первое доказательство бытия Бога. Существует два основных направления по третьей проблеме – реализм и номинализм. Реализм опирался на идеи Платона, который считал, что общее существует реально до вещей в виде идей. Номинализм опирался на идеи Аристотеля – общее существует в самих вещах, существуют лишь единые вещи, общее либо отсутствует, либо существует только в мысли, понятии – концептуальная теория универсалий. Представителем реализма был – Фома Аквинский. Его философия представляла систему рационального обоснования и систематизации христианской догматики, на основе трудов Аристотеля. Считал: истина одна, человек может прийти к истине, цель философии и теологии – познание истины, 3 пути познания – разум, откровения, интуиция, истина=Бог, творец государства-Бог.

 

Философия эпохи Возрождения.

Соц. условия эпохи Возрождения: 1-начинают складываться капиталистические отношения, 2-сеполяризация(отделение общества от церкви), 3-возрождение античной культуры, 4-философия антропоцентризма, 5-мировоззрение ориентировано на искусство, 7-формируется понятие личности, 8-это философия пантеизма, 9-это натурфилософия.

К этой эпохи принадлежат соц.теории: -централизованного гос-ва(Макиавели, Боден), естественного права(Гроций), концепции утопического социализма (Мор, Кампанелла). Черты философии: -связь с развитием естествознания, -использование антично философского наследования, -изложение идей в художественной форме, -гуманизм и антропоцентризм. Выделяют три периода: Ранний(Литературный гуманизм)(14-15в Петрарка, Алигьери), Реформаторский (Демонополизация католической церкви)(16-17в Лютер, Мор) Натурфилософский (пантеизм)(17-18в Бруно, Кузанский)

ПЕТРАРКА: главная задача – разработка «искусства жизни», человек имеет право на счастье.

ЛЮТЕР: принципы: спасение только верой, благодатью и Библией, центральное положение – концепция призвания, Бог предназначает человека к определенному виду деятельности.

МОР: Позиция антииндивидуалистическая. Основа индивидуализма - частная собственность. В Утопии нет денег. Человек - высшая ценность, а для человека главное - здоровье и наслаждение благами жизни.

БРУНО: идеи: бесконечность природы и пространства, земля отбрасывает солнечные лучи, 4 составляющих, другие миры заселены, материя активна, мир познаваем, земля вращается вокруг своей оси, земля вокруг солнца, источник движения материи в самой себе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: