Философия и медицина нового времени (Бэкон, Локк, Спиноза, Декарт)

Черты: преобладание гносеологической проблематики над онтологической, выраженный интерес к методологии научного познания, просветительская направленность, критика религии и теологии. Проблемы: -условия и границы обыденного, научного, -проблема истины в познании, -чувственное и рациональное познание, природа методов научного познания, классификация наук, соотношение единого мира в субстанции, природа гос-ва и права, влияние культуры на развитие человека. Все новое время пронизано стремлением человека подчинить своему влиянию окружающий природный и социальным мир посредством рационального господства над ним. Сущность философии-доказать, что между фактическим и логическим существует тождество. По этому тождеству существуют 2 традиции: эмпиризм и рационализм. ЭМПИРИЗМ: ориентирован на гносеологичекие и методологические вопросы, опирается на утверждение, что источник знания – опыт(эмпирия), задача-извлечение истины. Представители: Бэкон и Гоббс.

БЭКОН: философия должна носить практический характер, цель человеческой жизни – достижение счастья, для этого необходимо открытие законв природы и покорение её. Он автор элиминативной индукции (от частного к общему). Объект познания – природа, задача – исследование её закон, цель-господство чел-ка над природой, истинное знание – знание причин, основа знания – опыт, истинному познанию мешают объективные и субъективные призраки причины призраки или идолы: 1-идолы роды, 2-пещеры, 3-рынка, 4-театра. Требования к методу познания: 1-путь муравья – метод крайнего эмпиризма, 2-путь паука-метод радикального рационализма, 3-путь пчелы-метод, снимающий крайности эмпиризма и рационализма.

Дал классификацию наук: Память-история, рассудок-философия, воображение-искусство.

ГОББС: философии должна существовать не зависимо от религии, наиболее важно учение о знаках, методолгия ориентирована на познание природы и общества.

ЛОКК:развивает эмпиризм в рамках сенсуалистической теории познания, суть которой в том, что человеческие чувства являются источником знания; память-чистая доска, никаких врожденных идей не существует, объект – внешний мир, идеи бывают простые(при помощи одного чувства) и сложные(несколько). К сложным относят: модусы, субстанции, отношения. РАЦИОНАЛИЗМ: логическая и фактическая связь тождественны, источник истины-разум.

ДЕКАРТ: все знания необходимо подвергнуть сомнению, чтобы найти положения, которые нельзя было бы опровергнуть. Я мыслю-значит я существую. Дедукция(от общего к частному), имеются идеи врожденные в разум-бытие Бога, существование понятия, свобода воли; исходный пункт познания – интуиция, из которой выводится истина: требования к методу: метод должен быть ориентирован на получение ясного и очевидного знания, сложная вещь, должна расчленяться на простые, в познании нужно идти от простого к сложному, знание должно стремиться к полноте своего содержания. В вопросе души и тела позиция Декарта дуалистическая (душа и тело не совместимы).

СПИНОЗА: различал 2 класса идей: одни в нашем представлении, други принадлежность разума; чувственные идеи порождаются беспорядочным опытом, ценность идей – позволяют констатировать факт явления, не раскрывая сущности. Субстануия обладает признаками: -она существует, - она самостоятельна, - она бесконечна, - она неделима, -она единообразна.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: