Анализ рентабельности

 

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций. По этой причине они являются обязательными элементами оценки финансового состояния предприятия.

 

В экономической практике используются следующие основные показатели рентабельности:

1. Рентабельность продаж

 

,

 

где: ВР – выручка от реализации;

П - прибыль от реализации (ПР) или балансовая прибыль (ПБ).

 

Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибили предприятие имеет с 1 руб. реализованной продукции.

 

2. рентабельность всего капитала фирмы (коэф. генерированиядоходов)

 

 

где А - средний за период итог баланса.

 

показывает эффективность использования всего имущества предприятия, снижение свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и о перенакоплении активов.

 

3. рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов

 

где ОС - средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов.

 

Отражает эффективность использование основных средств. Измеряет величину прибыли приходящейся на единицу стоимости основных средств.

 

4. рентабельность производства

 

 

где: ОФ – средняя стоимость основных производственных фондов;

ОбСр – средняя сумма оборотных средств.

 

Рентабельность производства соизмеряет величину полученной прибыли с размерами тех средств – основных фондов и оборотных средств, с помощь которых она получена.

 

5. Рентабельность собственного капитала

.

где СК - средняя за период величина источников собственных средств предприятия по балансу.

 

6. Рентабельность перманентного капитала

 

где ДО - средняя за период величина долгосрочных кредитов и займов.

 

Отражает эффективность использования капитала вложенного в деятельность фирмы на длительный срок.

 

7. рентабельность продукции

 

 

где: СП – полная себестоимость продукции.

 

показывает рентабельность или убыточность производимой продукции, степень их рентабельности или убыточности.

 

P.S. На практике факторный анализ показателей рентабельности проводится обычно по элементам формулы. Однако такой анализ часто искажает экономический смысл явлений, т.к. сами по себе абсолютные величины факторов не показывают эффективности использования авансированных для производства средств. Поэтому целесообразно пользоваться разработанными факторными моделями для рентабельности собственного капитала и рентабельности производства.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: