Контролирующая, правоохранительная, экономическая, информационная, аналитическая функции таможенных органов

Правоохранительная: Правоохранительная деятельность таможенных органов является одной из важнейших форм государственного контроля. обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере там. дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом;

Информационная: осуществляют информирование и консультирование в области там. дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

 

Контролирующая: осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством о валютном регулировании и валютном контроле; обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

Экономическая: взимают там. пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, там. сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию

Аналитическая: ведут таможенную статистику внешней торговли

 

21. Планирование в таможенном деле: значение, цели, принципы, виды планов и предпосылки их разработки.

В таможенном деле как части государственного сектора экономики широко применяются разнообразные планы и процедура планирования.

План - это документ с заранее намеченной системой мероприятий для достижения определенной цели в установленные сроки и с заданными ресурсами.

Функция планирования представляет собой важнейшую составную часть управления, заключающуюся в разработке и практическом осуществлении планов. Значение планирования многогранно, оно:

§ объединяет усилия личного состава таможенных органов и подчиняет их деятельность определенной цели;

§ является средством установления пропорций между потребностью во всех видах ресурсов и их финансированием; позволяет добиться желаемого результата с относительно меньшими затратами, то есть работать эффективно;

§ выступает средством стабилизации, способом зашиты от неопределенности внешней среды, от ее высокой изменчивости в рыночной экономике;

§ позволяет наметить темп развития системы.

Там. органы выполняют разные виды деятельности. Задачи, решаемые ими, требуют неодинакового времени, ресурсов, различны по уровню компетенции. Поэтому в своей деятельности там. органы используют не один вид планов, а их систему. В зависимости от уровня планирования и от того, как сочетаются замысел и средства его достижения, различают:

· стратегические планы (разрабатывает ГТК РБ);

· тактические планы (разрабатывает ГТК РБ);

· оперативные планы (разрабатывают таможни);

· планы совместной работы и личные планы (разрабатывают руководители подразделений, сотрудники).

Стратегия в переводе с греческого - «искусство генерала». В современном толковании стратегия - высшее управленческое и плановое искусство, которое состоит в определении долгосрочных целей развития, направленных на реализацию общей миссии таможенной службы. При формировании стратегии методы достижения цели рассматриваются довольно обобщенно. Такой подход обеспечивает большую свободу действий и предполагает разные тактические варианты (как, какими средствами?) достижения главной цели.

Стратегические цели являются прерогативой ГТК РБ и имеют, как правило, долгосрочный горизонт планирования. Они формулируются в первую очередь. Стратегий может быть несколько, они могут реализовываться одновременно в различных сферах и областях, например в области подготовки кадров, организации и технологии проведения таможенных операций и контроля товаров, оптимизации системы таможенных органов. Сложность состоит в определении приоритетов целей. Затем вырабатываются среднесрочные и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных целей.

Тактикой называют краткосрочные стратегии. Тактику разрабатывают в развитие стратегии. В то время как стратегия почти всегда разрабатывается на высших уровнях руководства, тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена. Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия. Результаты стратегии могут быть полностью отражены только по истечении нескольких лет, тактические результаты, как правило, проявляются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями и средствами их достижения.

Долгосрочные цели по основным направлениям там. дела отражает стратегический план (целевая программа) развития таможенной службы.

Стратегический план - это система мероприятий, направленных на реализацию концепции развития таможенной службы. Тактический план развивает идею стратегического плана, дополняет систему его мероприятий конкретными заданиями, показателями необходимых ресурсов. В нем установлены сроки исполнения мероприятий и ответственные службы, обозначен ожидаемый эффект.

Одним из стратегических направлений развития таможенных органов в современных условиях является повышение роли таможенной службы как регулятора внешней торговли.

Оперативные планы разрабатываются в таможнях. Как правило, по времени они приближены к событию. Это могут быть планы закупки предметов снабжения, планы проведения текущего или капитального ремонта, планы размещения заказов на производство технических средств там. контроля и их поставки.

В зависимости от длительности периода, в течение которого предполагается решить поставленные задачи, планы могут быть: долгосрочными (5 и более лет); среднесрочными (от 1 до 5 лет, обычно 2-3 года); текущими (до 1 года).

В зависимости от характера решаемых задач в ГТК РБ разрабатываются:

§ организационные планы;

§ целевые программы развития;

§ планы-задания по перечислению таможенных платежей.

Организационные планы составляют в целях упорядочения текущей деятельности, наилучшего выполнения таможенными органами их функций, а также для контроля и координации работ по подготовке и реализации планов.

В таможенной службе РБ применяют различные виды организационных планов:

· план организационных мероприятий (на год, месяц), календарный план работы (на месяц, квартал);

· план работы коллегии ГТК РБ;

· план командировок для аппарата ГТК РБ (на квартал);

· план проведения документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности подведомственных таможенных органов на календарный год;

· план обучения должностных лиц (годовой).

На уровне таможни разрабатывают:

· план организационных мероприятий;

· план комплексных и целевых проверок участников внешнеэкономической деятельности (на календарный год);

· план работы начальника отдела (для каждого отдела), личный план работы сотрудника;

· план повышения квалификации кадров.

Целевые программы развития направлены на улучшение материально-технической и социальной базы таможенных органов, подготовку кадров, оснащение таможенных органов техническими средствами, совершенствование информационных систем. Они разрабатываются с учетом перспектив социально–экономического развития страны, направлений развития внутренней и внешней политики, международного сотрудничества и т.д.

Планы-задания направлены на реализацию таможенными органами фискальной функции. Этими планами для таможенных органов устанавливаются суммы перечисления таможенных платежей в доход республиканского бюджета.

Планирование приобретает смысл тогда, когда планы реализуются. Обоснованные цели, предполагаемые результаты являются важнейшими компонентами эффективного планирования, но они сами по себе не обеспечивают реализацию плана. Необходим механизм обеспечения плановых мероприятий и ресурсы в расчетном объеме и в точное время.

Цели и направления деятельности таможенной службы должны соответствовать нормативным и правовым актам и иным документам, определяющим основные направления государственной политики в области внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества. В плане дается краткое обоснование такого соответствия. Конституция РБ, Налоговый кодекс РБ, Таможенный кодекс Там. союза и другие законы определяют экономические правомочия таможенных органов и направления их действий для выполнения задач службы и достижения поставленных целей.

Процедуры предписывают конкретные действия, их последовательность в процессе разработки плана, его утверждения, доведения до исполнителей и контроля за его выполнением, методические рекомендации к расчетам отдельных показателей, формы (таблицы) представления планов, их содержание.

Одним из элементов формального планирования является также разработка системы норм и нормативов. Они могут использоваться не только в плановых, но и в прогнозных расчетах.

Основные планируемые результаты следует отражать по каждой функции (каждому направлению деятельности) таможенной службы в натуральном выражении или стоимостных показателях (там. платежи). По возможности должны быть раскрыты используемые для достижения указанных результатов ресурсы: численность личного состава, бюджетные расходы, ТСТК, объемы закупок материальных ресурсов, стоимость имущества или другие.

Наиболее распространенной количественной мерой ресурсов является денежная мера. Возможно также для характеристики объекта, по которому составляется бюджет, при расчете необходимых ресурсов применять единицы времени (часы), или показатели трудозатрат (человеко-часы), или просто натуральные показатели (площадь кв. м, единицы технических средств). Выражение ресурсов и результатов в числовом значении - существенный аспект планирования.

Принципы выполнения плановой работы:

участие максимального числа сотрудников и работников там. органа в разработке предложений к планам, в предплановой работе, что позволяет в максимальной степени учесть все нюансы деятельности отделов, рассмотреть большее число идей, способствует повышению квалификации кадров;

гибкость планирования, предусматривающая возможность внесения уточнений в ранее принятые решения в соответствии с изменившимися обстоятельствами. Принцип гибкости в основном реализуется на уровне тактического и оперативного планирования; непрерывность планирования, означающая, что планирование представляет собой постоянно возобновляющийся, повторяющийся процесс, в рамках которого все текущие планы ориентируются на достижение перспективных заданий и одновременно служат основой для их разработки. При этом степень исполнения текущих заданий определяет те коррективы, которые должны быть внесены в долгосрочные задания;

оптимальность (реальность) плановых расчетов. План может считаться оптимальным, если он реально выполним, требует минимальных затрат для достижения заданных количественных и качественных параметров развития, а его мероприятия скоординированы по горизонтали (между подразделениями одного уровня) и интегрированы в общий план развития таможенной службы;

научность планирования, предполагающая использование современных методов планирования, правильный выбор системы показателей для анализа, прогноза и планирования, комплексный подход к планированию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: