Экономическое учение А.Смита

В своем экономическом учении Адам Смит (1723-1790) ставил две цели. С одной стороны, он старался проникнуть во внутреннюю физиологию общества, с другой — описать явления капитализма, проявляющиеся внешним образом. Поэтому он использовал два метода — эзотерический и экзотерический. Человеческое общество Смит рассматривал как меновой союз, а основным признаком человеческой природы считал склонность к обмену, торговле. По его мнению, стремление отдельного индивида к выгоде совпадает с интересами всего общества. Смит был сторонником свободной конкуренции, выступал против вмешательства государства в экономику. Знаменитый труд А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" состоит из пяти книг. В 1-й книге содержится учение о труде как источнике богатства, о разделении труда, о стоимости, о ценообразовании, деньгах, прибыли, различных формах доходов. Во 2-й книге Смит исследовал капитал, уделив основное внимание его структуре. Третья книга посвящена истории развития хозяйства. В 4-й книге рассматриваются экономические систе­мы. В 5-й книге Смит исследует вопросы финансово-налоговой политики, анализирует расходы и доходы государства.Политика Смита, которую он обосновывал, получила название фритредерства.Однако главные заслуги в истории экономической мысли принадлежат его экономической теории.

Экономическая теория К.Маркса

Решая противоречия всеобщей формулы капитала на базе закона стоимости, Маркс связывает это решение с появлением работника, во-первых, свободного как личность, во-вторых свободного от средств производства и жизненных средств, т.е. появлением товара рабочая сила. Капиталист покупает на рынке рабочую силу – специфический товар, потребление которого позволяет капиталисту не только сохранить, но и увеличить стоимость капитала, произвести прибавочную стоимость. Производство прибавочной стоимости обеспечивается путем удлинения рабочего дня. Маркс указывает в своей теории на то, что в процессе труда рабочий создает не только эквивалент стоимости своей рабочей силы, но и прибавочную стоимость. Поэтому норма прибавочной стоимости является точным выражением степени эксплуатации при капитализме. Маркс раскрыл механизм конкурентной борьбы, в ходе которой стремление получить избыточную прибавочную стоимость путем удешевления товаров в конечном счете приводит к снижению стоимости товара рабочая сила и увеличению прибавочного рабочего времени за счет необходимого.

В 40-е годы 19 века К.Маркс и Ф.Энгельс создали теоретическую концепцию,получившую обобщенное название марксизма.В рамках ее было сформировано учение об общественно-экономических формациях,продолжено исследование трудовой теории стоимости,начало которой было положено В.Петти и Д.Рикардо.Марксизм воспринял,переработал и дал свою интерпритацию теоретического наследия классической школы.

Маржиналистская революция

Маржинализм - это теория предст. эк. как систему взмсв. хозяйствующих субъектов и объясняющие эк. процессы и явл., исходя из новой идеи исполнения предельных крайних величин, кот. хар. не сущность явления, а их изм. в связи с изм. др. явл. и процессов. (марж-ты заменили качественный эк. анализ кол-ным. Ученые стрем. оптимизировать использ. огр. ресурсов) Главная категория — пред. полезность, пред. издержки. Маржинализм опирается на пол. анализ и исп. эк.-мат. модели, в основе кот. лежат субъект. оценки.

 

В 70 годы 19 века были сформулированы теории предельной полезности и предельной производительности.идеологи этого принципа полит.экономии предлагали проведение экономического анализа приемущественно с точки зрения психологии отдельного субъекта,вовлеченного в хозяйственные отношения.Эта теория появилась в качестве альтернативы трудовой теории стоимости.классиками маржинализма являлись экономисты австрийской школы К.Менгер,Ф.Визер.

Эк.теория А.Маршалла

Альфред Маршалл (1842--1924) разработал концепцию, явившуюся своего рода компромиссом между различными направлениями экономической науки, и в частности теорий стоимости. Концепция Маршалла получила широкое распространение в конце прошлого -- начале нынешнего века (до Дж. М. Кейнса).

Ключевая идея Маршалла состоит в переключении усилий с теоретических споров вокруг стоимости на изучение проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. Он обстоятельно проанализировал, как складываются и взаимодействуют спрос и предложение, ввел новые категории и понятия, предложил «компромиссную» теорию цены.

В качестве определяющей проблемы экономической науки Маршалл выдвигает анализ потребностей, полезностей и спроса. Основные достижения Маршалла в области теории спроса связаны с концепциями кривой спроса, эластичности спроса и потребительского излишка.

Спрос связан с оценкой полезностей: в основе спроса лежит полезность. Маршалл пишет о законе насыщения полезностей, или законе убывающей полезности, как о привычном, коренном свойстве человеческой натуры. В соответствии с законом убывающей полезности строятся кривые спроса, имеющие понижательный наклон. Увеличение количества данного блага (товара) понижает полезность его предельной единицы. Кривая спроса показывает, какое количество товаров можно продать при разных ценах. Маршалл формулирует всеобщий закон спроса: количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. Если цена снижается -- спрос растет, если цена повышается -- спрос падает.

Кривые спроса на различные товары неодинаковы. У одних товаров кривая понижается круто, у других -- сравнительно плавно. Угол наклона (степень крутизны) изменяется в зависимости от того, как изменяется величина спроса под влиянием движения цен. Если под воздействием ценовых сдвигов спрос изменяется быстро, он эластичен, если медленно -- неэластичен

Таким образом, А. Маршалл ввел в практику экономического анализа понятие эластичности спроса -- отношение динамики спроса к динамике цены. Маршалл сформулировал некоторые закономерности, которым подчиняется эластичность спроса. Более эластичным является спрос на товары, обладающие следующими свойствами:

1) они не являются жизненно необходимыми;

2) доля расходов на них в потребительском бюджете велика;

3) изменение цен на них длительно;

4) они имеют большое количество товаров-заменителей;

5) они имеют большое количество способов употребления (при повышении цены от некоторых из них можно отказаться).

Маршалл вводит понятия цены спроса, которую потребитель готов уплатить за товар, и предельной цены спроса, которую он действительно платит. Предельная цена спроса служит измерителем предельной полезности товара. Разницу между ценой спроса и предельной ценой спроса называется потребительским излишком. Иными словами, это разница между максимальной ценой, которую потребитель готов заплатить за дополнительную единицу товара, и его рыночной ценой А.Маршалла

 

Неоклассическое направление было сформулировано в работах английского экономиста А.Маршалла(конец 19-20 век).Был разработан и получил быстрое распространение принцип функциональных отношений экономических процессов. Теоретики неоклассического направления одним из основных пунктов экономического анализа считали механизм формирования цен посредством рыночных факторов в процессе их взаимовлияния.Исследование экономики на основе принципа функциональных взаимозависимостей получило название «экономикс»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: