Классическое славянофильство. И.В. Киреевский А.С. Хомяков, К.С. Аксаков

Течение славянофильство возникло на рубеже 30-40 гг 19в в среде дворянской интеллигенции. Начальным событием разработки идей ранних славянофилов считается обмен в 1839г. рефератами между Хомяковым (1804-1860) и Киреевским (1806-1856). Славянофилы выдвинули ряд новых идей и положений при оценке прошлого и современного опыта России, в частности о необходимости переоценки опыта допетровской Руси, о значении крестьянской общины, местного самоуправления, о роли государственного начала и о соотношении закона и обычая в рамках их общей концепции народознания. Они были безусловными противниками и критиками КП. Крепостное состояние, по мнению Хомякова, введено Петром. Фактическое рабство крестьян существовало до этого, и не было признано в законе. Несомненной заслугой Хомякова явилось новое историческое истолкование традиционной темы о взаимоотношении государства и церкви и дополнение ее историческим образом статуса крестьянской общины. Если рассматривать основные начала жизни в России и на Западе, то сразу же обнаружится одна общая черта – христианство.

Для подхода Киреевского стало характерным сравнении не только результатов развития отдельных элементов, но восхождение историческое к началу складывания элементов, в частности просвещения и образованности. Общий вывод Киреевского, как и Хомякова, сводился к тому, что в истории России действительно присуствует «взаимная борьба двух начал» и связана она с желанием «возвращения русского или введения западного быта», однако эта борьба всё же по неволе предлагает «что-то третье». Двумя насущными и перспективными задачами в области внутренней политической жизни славянофилы считали отмену крепостного рабства и проведения нового разделения труда между государственной властью (самодержавием) и общественностью (народом).

Основной тезис другой программной задачи был сформулирован Аксаковым в записке «О внутреннем состоянии России», предоставленной императору Александру2 в 1855г. Современное состояние России характеризуется внутренним разладам, прикрываемым бессловесной ложью. Правительство и «верхние классы» чужды народу, их взаимные отношения недружественные, они не доверяют друг другу: правительство постоянно опасается революции, народ склонен в каждом действии правительства видеть новое угнетение. После реформ 60х славянофильство эволюционировало и сблизилось во многом консервативными противниками реформ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: