Консервативная политическая мысль во второй половине XIX – начале XX в. Н. Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев

Взгляды поздних славянофилов отмечены в целом патриотическим культур – национализмом и возросшей мерой недоверия к европейскому политическому опыту с его представительным правлением, идеей равенства и почтительным отношением к правам и свободам человека и гражданина.

Данилевский в книге «Россия и Европа» развивал теорию культурно-исторических типов человеческой цивилизации. Он считал, что никакие особые гарантии политических и гражданских прав невозможны, кроме тех, которые верховная власть захочет предоставить своему народу. Данилевский высмеивал идею «социального русского парламента», но в отличие от других неославянофилов высоко оценивал значение свободы слова, считая ее не привилегией, а естественным правом.

Леонтьев более всего был озабочен опасностью перемен для самобытности и цельности народного организма, и прежде всего – опасностями надвигающегося эгалитарно-либерального прогресса. «Надо просить Царя, - писал Леонтьев, - чтобы он держал нас грознее». Леонтьев разделял позицию Данилевского в том отношении, что вся история состоит всего лишь из смены культурных типов, причем каждый из них имел своё назначение и оставил по себе особо неизгладимые следы. Леонтьев отвергал либеральный эгалитаризм, сближая и часто отождествляя его с анархизмом и с эгалитаризмом социалистов. В обсуждении перспектив последнего он предсказывал появление особого, нового социалистического феодализма. Современные ему коммунисты и социалисты предстают теми же либералами, только нацеленными на крайние меры и приемы действий – «до бунта и преступлений», что является, по сути дела, доведением либерально-эгалитарного принципа до его крайности. Обсуждая тему «русской государственности», он был склонен выводить ее природу из византийского и отчасти европейского наследия. Леонтьев считал, что в начале развития государства сильнее всего проявляет себя аристократическое начало, в середине жизни государственного организма появляется тенденция к единоличной власти и лишь к старости и смерти воцаряется демократическое, эгалитарное и либеральное начало.

Одним из выдающихся теоретиков консервативной мысли являлся Победоносцев. В статье «Церковь и государство» он говорит о том, что Россия и Европа идут разными историческими путями. В России православная церковь не может отделить себя от государства, как это сделал католицизм в Европе. В другой статье – «Великая ложь нашего времени» - Победоносцев критикует идею либералов «всякая власть исходит от народа и имеет основание в воле народной», обвиняет парламентарный строй во всех смертных грехах – тщеславной жажде власти, коррупции, заискивании перед толпой, «нахальном присвоении власти», предназначенной только для избранного божественным помыслом.

В лагере консерваторов были также и видные писатели, и крупные историки, известные философы, которые создавали консервативные теории, нацеленные, прежде всего, на сохранение существующей системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: