Лоббизм как политический институт

Группы давления –политический институт, который в своем взаимодействии с государством ставит задачу оказать влияние на поддержку либо на неподдрежку принятия тех или и иных политических решений в интересах определенной группы интересов. Может состоять из одного человека. Термин «группы давления» впервые появился в США приблизительно в середине 20-х гг. XX столетия, а первые ис­следования деятельности этих объединений относятся к 1928-1929 гг. (Э. Сайт, П. Херринг, X. Чаялд). Целенаправленное воздействие групп интересов на орган власти с целью реализации специфических интересов получили название лоббизма. Слово “лобби” в 40-х гг. XVII в. так назывался вестибюль и два коридора в здании палаты общин британского парламента, куда депутаты уходили голосовать и где они могли встретиться с заинтересованными лицами, которые не допускались на пленарные заседания. Существование лоббизма как политического явления тесно связано с функционированием групп интересов и возможностями их влияния на органы власти. Его развитие зависит от таких факторов, как уровень развития плюрализма, степень институционализации политического участия, характер политических партий. На последнее обстоятельство обращают внимание американские политологи. По их мнению, чем сильнее политические партии и эффективнее их деятельность, тем меньше возможностей у групп интересов оказывать влияние на выработку политических решений и, наоборот, чек слабее партии и чем ниже их эффективность, тем больший размах приобретает лоббистская деятельность. Как подчеркивает С. Файер, ассоциации подобного рода стре­мятся оказать целенаправленное воздействие на политический про­цесс, но при этом не претендуют на прямое участие в управлении государством. Отказываясь от претензий на выс­шую политическую власть, они все свое влияние сосредоточивают на решении конкретных хозяйственных вопросов, на управлении го­сударством. В практике лоббистской деятельности используются самые разнообразные способы влияния на органы власти: 1) выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента; 2) разработка законопроектов и привлечение к выработке нормативных документов экспертов; 3) личные встречи, контакты, переговоры; 4) использование методов “ publicrelations ” для формирования общественного мнения; 5) организация кампании “давления с мест” (многочисленные письма и программы от избирателей, поступающие в адрес де тов); 6) подготовка и широкое распространение результатов научных (пржде всего социологических) исследований; 7) организация целенаправленных действий “своих людей” внутри органов власти; 8) финансирование избирательных кампаний; 9) прямой подкуп должностных лиц. Довольно часто в сознании людей лоббизм отождествляется с коррупцией, поэтому отношение к нему во многих странах различное. Во Франции лоббистская деятельность считается незаконной, в Индии - приравнена к коррупции, в США и Канаде она регулируется законом о лоббизме, в ФРГ - несколькими законодательными актами, в России разработан соответствующий законопроект. Очевидно, что существует два подхода к лоббизму: Сторонники первого приравнивают лоббизм к криминальной деятельности и на этом основании стремятся к его ликвидации. Сторонники второго разделяют легальные и нелегальные методы лоббизма, стремятся ограничить лоббистскую деятельность правовыми рамками, исключить из политической практики коррупцию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: