Планирование персонала включает в себя следующие аспекты:
определение потребности в персонале в разрезе специальностей и квалификации;
планирование набора персонала;
планирование высвобождения персонала;
планирование использования персонала;
планирование развития персонала;
планирование затрат на персонал.
Основой планирования набора персонала являются:
1) потребности в персонале;
Политика предприятия в области персонала, которая определяет приоритеты руководителей при наборе персонала
При планировании набора персонала необходимо определить количество человек каждой профессиональной категории, которые должны быть наняты на работу к определенному сроку.
Целью планирования высвобождения персонала является установление и своевременное или опережающее уменьшение работников предприятия. Этот аспект планирования приобретает наибольшее значение во времена экономической стагнации, когда на предприятии появляются излишки рабочей силы. В планировании высвобождения персонала можно выделить два вида мероприятий:
1) мероприятия, позволяющие не уменьшать количество работников (например, путем снижения сверхурочных работ, прекращения принятия на работу, запрещения внутреннего совместительства);
Мероприятия, направленных на снижение количества сотрудников.
Планирование использования персонала занимается выделением сотрудников в распоряжение структурных подразделений предприятия. При применении сотрудников необходимо учитывать два момента:
1) возможно более эффективное выполнение договорных обязательств предприятия;
Удовлетворение различных потребностей сотрудников.
Планирование использования персонала можно рассматривать с двух точек зрения: временной и качественной.
Целью планирования развития персонала является определение мероприятий, с помощью которых сотрудники предприятия готовятся к будущему. Исходными элементами этого планирования являются:
знания и умения сотрудников;
задачи, которые сотрудники будут вынуждены решать в будущем и которые определяют будущие требования к сотрудникам;
Потребности личностного роста сотрудников и их стремление соответствовать новым требованиям.
Внешние и внутренние факторы маркетинга персонала.
Внешние и внутренние факторы маркетинга персонала.
Маркетинг персонала - это практическая деятельность (функция) служб управления персоналом предприятия по оперативному покрытию потребностей в персонале на основе имеющейся информации о состоянии персонала предприятия и рынка труда.
Базой для разработки маркетинговых мероприятий в области персонала является информация о внешних и внутренних факторах, влияющих на обеспеченность потребности предприятия в персонале. Основными внешними факторами маркетинга персонала являются:
Ситуация на рынке труда, которая определяется общеэкономическими и демографическими процессами в том регионе, где находится предприятие.
Развитие знаний общества об изделиях, их дизайне и технологии изготовления, что определяет направления изменений характера и содержания труда, что, в свою очередь, формирует требования к специальностям и квалификации работников, процедурам их обучения.
Особенности преобладающих потребностей населения в том регионе, где работает предприятие, что является следствием благосостояния общества и господствующих там общественных отношений. Это позволяет определить мотивационные механизмы управления потенциальными сотрудниками.