Выстраивание стратегической пирамиды

Выстраивание такой пирамиды - это не только задача высшего руководства. На крупных предприятиях решение по вопросам методов управления новыми направлениями развития принимаются корпоративными руководителями, руководителями хозяйственных подразделений, главами крупных функциональных отделов корпорации в целом или ее подразделений (производство, маркетинг и продажа, финансы, трудовые ресурсы и т.д.), менеджерами заводов, региональными торговыми представителями и менеджерами среднего звена управления. В диверсифицированной компании стратегии разрабатываются на четырех различных организационных уровнях.

1. Корпоративная стратегия (стратегия для компании и сфер ее деятельности в целом).

2. Деловая стратегия (для каждого отдельного вида деятельности компании).

3. Функциональная стратегия (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегии маркетинга, финансов и т.д.

4. Операционная стратегия (более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей и отделов).

На одноотраслевом предприятии существует только три уровня (отсутствует корпоративный курс). Это продолжается до тех пор, пока во внимание не принимаются попытки диверсифицировать свою деятельность в другие сферы.

Таблица 1. Как разделить задачу разработки стратегии по уровням иерархии

Уровень стратегии Ответственные лица Мероприятия характерные для каждого уровня  
· Корпоративная стратегия · Управляющий высшего ранга, другие ключевые менеджеры (решения обычно принимаются советом директоров) · Создание и управление высокопродуктивным хозяйственным портфелем структурных подразделений корпорации (укрепление существующих деловых позиций, прекращение деятельности, не соответствующей управленческим планам) · Достижение синергизма среди родственных структурных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество · Установление инвестиционных приоритетов и направление корпоративных ресурсов в наиболее привлекательные сферы деятельности  
· Деловая стратегия · Генеральные директора/ руководители подразделений (решения обычно принимаются корпоративным руководством или советом директоров) · Разработка мер, направленных на усиление конкурентоспособности и сохранение конкурентных преимуществ. · Формирование механизма реагирования на внешние изменения · Объединение стратегических действий основных функциональных подразделений · Усилия по решению проблем компании  
· Функциональная стратегия · Руководители среднего звена (решения принимаются главой подразделения) · Действия по поддержке деловой стратегии и достижению целей подразделения · Обзор, пересмотр и объединение предложений менеджеров на местах  
· Операционная стратегия · Руководители на местах (решения принимаются руководителями функциональных служб и других отделов) · Действия по решению узкоспециальных вопросов и проблем, связанных с достижением целей подразделения  

 

13. Базовые стратегии развития фирмы.

14. Информационная основа стратегического планирования.

Информационное обеспечение стратегического планирования

 

Развитие отечественной экономики в рыночных условиях требует коренной реформы всего хозяйственного механизма. Новые экономические отношения побуждают менять привычные методы управления, требуют комплексного решения многочисленных проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами. К основным внешним факторам следует отнести динамичность макроэкономической ситуации в России, усиление влияния на российскую экономику процессов, происходящих в международной финансово-экономической сфере, обострение внутренней конкурентной ситуации, а также неопределенность в правовой сфере управления предприятием. В российских условиях одним из основных внутренних факторов неопределенности в решении управленческих задач является неполная информация о текущем состоянии внутренней и внешней среды, перспективах развития предприятия, что является следствием неэффективной организации информационного обеспечения управления. Уровень организации информационного обеспечения управления зависит от того, какие положения составляют основу теории организации. Основные положения современной теории организации информационного обеспечения управления опираютсяна следующие понятия: информация, экономическая информация, учетная информация, информация бухгалтерского учета, информация оперативного учета, информация статистического учета, информационный поток, информационные ресурсы,управление информационными ресурсами. Рассмотрим последовательно эти понятия. Информация – это совокупность сведений об изучаемом объекте, помогающих решать поставленные задачи. В исследованияхпроцесса управления под информацией понимается совокупность сведений о состоянии управляемой системыи внешней среды. Экономическая информация – это совокупность сведений, возникающих в процессе производственно-хозяйственной деятельности и использующихся для управления объектом. Учетная информация – наиболее объемная и трудоемкая часть экономической внутрифирменной информации, раскрывающая свершившиеся факты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Она характеризуется повышенной требовательностью к точности. Учетная информация подразделяется на виды: Информация бухгалтерского учета – это информация о результатах текущей хозяйственной деятельности предприятия, предназначенная для оперативного управления и формирования финансовой, управленческой и статистической отчетности. Информация оперативного учета – это часть информации управленческого учета, направленная на управление определенными видами хозяйственной деятельности, в первую очередь, регулирование и контроль затрат и результатов, включая калькулирование себестоимости видов продукции. Информация статистического учета – информация, формируемая на основе данных бухгалтерского и оперативного учета,а также на основе результатов статистических наблюдений. Информационный поток – это целенаправленное движение информации от источников до потребителей. От профессиональнойорганизации информационных потоков в существенной степени зависит производительность деятельности предприятия, определяемая не только оптимальным количеством информации, но и ее качеством. Управление информационными ресурсами – это одна из конкретных функций управления (управление кадрами, финансами, материальными ресурсами), целью которой является обеспечение высокоэффективного выполнения всех остальных. Процесс организации информационного обеспечения управления предложено признать управлением информационными ресурсами предприятия. На основании этого положения считаем, что организация информационного обеспечения управления базируется на правилах и понятиях управления информационными ресурсами. Признание информации как основы процесса управления является первым положением теории организации информационного обеспечения управления. В управленческой деятельности информация необходима для определении целей и задач управления, оценки и анализа ситуаций, разработки вариантов управленческих решений, организации практической деятельности по управлению предприятием. Не следует, рассматривать процесс управления только как процесс движения, передачии трансформации информации, так как он не учитывает такие сложные факторы взаимодействия людей, как интересы, долг, дисциплину, мораль, авторитет. Для формирования, оценки и совершенствования информационного обеспечения управления используется классификация информации по различным признакам, каждый из которых определяет характер использования информации в процессеуправления. Информация может быть подразделена: · по общим (планирование, регулирование, организация, мотивация, контроль) и конкретным (управление производством, финансами, персоналом) функциям управления; · по содержанию (назначению) – экономическая, техническая, социальная, организационная; · по источникам возникновения – внутренняя и внешняя; · по степени переработки – первичная и производная; · по отношению объектов управления к субъектам – между предприятиями и внешней средой, между подразделениями внутри предприятия по вертикали и горизонтали; · по формам передачи – вербальная и невербальная; · по изменчивости во времени – условно-постоянная и условно-переменная; · по способам передачи – спутниковая, электронная, телефонная, письменная; · по режимам передачи – не регламентировано, по запросу, в определенные сроки. Вторым положением теории организации информационного обеспечения управления является признание значимости экономической внутрифирменной информации. В современных условиях развития экономики значительно изменились отношения между предприятиями: усложнился характер производственно-финансовых отношений между предприятиями; ослабли вертикальные и усилились горизонтальные хозяйственные связи; возникли новые организационно-правовые формы предприятий. Указанные факторы вызывают необходимость постоянного контроля за обеспечением производственной деятельности всеми ресурсами, соответствием фактических затрат нормативным; сравнения результатов работы предприятияс плановыми заданиями, результатами деятельности других предприятий; детальной оценки за любой промежуток времени деятельности не только предприятия в целом, но и его структурных подразделений: цехов, участков, линий, бригад.Для принятия управленческих решений важна информация не только о своевременности выполнения производственных заданий конкретными подразделениями, но и то, сколько они используют материалов, потребляют энергоресурсов, зарплаты:в сопоставлении с качеством и сроками изготовления продукции, можно определить эффективность работы подразделения. Таким образом, очевидна важность формирования достоверный и оперативной внутрифирменной экономической информации, достаточной глубины аналитики. Третьим положением теории организации информационного обеспечения управления является признание превалирующей доли учетной информации (более 70%) от общего объема экономической информации, используемой в различных видах управленческой деятельности промышленного предприятия. Характер использования данных, формируемых в учете,определяется целями и задачами, стоящими перед конкретными потребителями информации. Четвертым положением теории организации информационного обеспечения управления обуславливает признание информации одним из основных ресурсов развития предприятия и роста производства предприятия, так как именно она позволяет устанавливать стратегические цели и задачи предприятия, использовать открывающиеся возможности; принимать обоснованные и своевременные управляющие решения; координировать действия разрозненных подразделений, направляя их деятельность на достижение общих поставленных целей. Пятое положение теории организации информационного обеспечения управления предполагает установление следующих задач организации информационного обеспечения управления: · обеспечение оперативности подготовки и обработки информации для руководителей; · повышение качества отчетности; · обеспечение актуальности и полноты потока информации; · реализация принципа открытости баз данных управления, ориентированных на запросы руководителей для принятия управленческих решений. Шестым положением современной теории организации информационного обеспечения управления является признание содержанием процесса организации информационного обеспечения управления, несмотря на его специфику, выполнение общих функций управления – планирования, организации, координации, контроля и мотивации. Седьмое теоретическое положение сформулировано на основе используемых в управлении классификаций методов управления, предполагает подразделение методов организации информационного обеспечения управления – способови приемов, позволяющих эффективно организовать выполнение функций организации информационного обеспечения управления на: · организационно-распорядительные методы, в основе которых прямое воздействие на управляемый объект, реализуемые через регламентирование, нормирование, инструктирование; · методы правового регулирования, осуществляемые на основе правовых норм, установленных государством; · экономические методы, основанные на материальной заинтересованности; · социально-психологические методы, воздействующие на психологические закономерности деятельности. В условиях неустойчивости рынка в России возникает необходимость на основе исследования современной теории управления информационными ресурсами выдвижения новых положений. В состав основных теоретических положений следует включить признание особого места информации бухгалтерского учетав совершенствовании организации информационного обеспечения управления. В теории достаточно полно определено место учетной информации в управленческой деятельности предприятия.Но вместе с тем, при рассмотрении исследований мы сталкиваемся с неодинаковым пониманием взаимосвязи учетной информации разных видов. Представляется необходимым рассмотреть содержание следующих понятий: информация финансового учета и информация управленческого учета. Информация финансового учета – это часть информации бухгалтерского учета, формируемая для внешних пользователей —инвесторов, банков, налоговых органов, акционеров. Информация управленческого учета – это часть информации бухгалтерского учета, формируемая для внутренних пользователей – руководителей всех уровней.

 

15. Системы стратегического планирования.

16. Схемы стратегического планирования.

СХЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

МНК различаются по тому, какое значение придается различным иерархическим уровням выработки стратегии. В практическом смысле это различие касается ме­ханизма взаимосвязи между головной компанией МНК и ее многочисленными национальными дочерними предприятиями. Типичной является схема, когда го­ловная компания занята выработкой стратегии на глобальном и/или региональ­ном уровне, в то время как дочерние компании не выходят за рамки своей непос­редственной внешней среды и концентрируются на реализации национальной стратегии. Принципиальное значение имеет степень взаимодействия между го­ловной компанией МНК и дочерними предприятиями группы в терминах относи­тельной роли и ответственности.

Для концерна Olivetti, имеющего дочерние предприятия по всему миру, в том чис­ле 20 в США, характерен следующий подход: «Наша цель — оставить дочерние компании независимыми под местным руководством». Исходя из этого, стратегия головной компании МНК Olivetti, расположенной в городе Ивреа в Италии, оказы­вается ограниченной принятием решений по распределению финансовых ресур­сов:

• отбор и последующее приобретение новых фирм, отвечающих долгосрочным инте­ресам МНК в сфере производства офисной электроники;

• мониторинг финансового состояния действующих дочерних предприятий;

• снижение доли МНК в капитале тех дочерних компаний, продукты и стратегия ко­торых значительно расходятся с магистральным направлением развития и ключе­выми подходами головной компании группы.

Другие многонациональные компании придерживаются существенно отлич­ных взглядов на механизм взаимодействия планирования на национальном и гло­бальном уровне.

Так, в корпорации Texas Instruments стратегическое планирование централизовано в головной компании МНК, расположенной в Далласе, штат Техас. Вырабатывае­мая там стратегия включает в себя:

• региональный и глобальный анализ конкуренции;

• разработку базового набора продуктов, стандартного по всему миру;

• централизацию и координацию НИОКР, что позволяет исключить дорогостоящее дублирование при проектировании;

• рационализацию промышленного производства на глобальном уровне с целью мак­симального использования «эффекта масштаба»;

• глобальную ценовую политику.

Сформулированная выше стратегия основывается в большей степени на гло­бальном подходе во внешней среде МНК. Планирование на национальном уровне продолжает играть важную роль; но степень самостоятельности и полномочий менеджеров дочерних компаний существенно ограничена. Упор делается на стра­тегиях, координирующих дочерние компании на региональном и глобальном уровнях.

В табл. 5.2 представлены различия в стратегии разных уровней корпоративной иерархии для трех типовых структур управления МНК, которые различаются по степени взаимодействия между головной компанией и дочерними предприятия­ми: финансовой группы, конгломерата и концерна.53

53 James С. Leontiades, см. ранее. Таблица 5.2. Распределение функций стратегического планирования между различными уровнями управления МНК

Схема структуры управления МНК Роль стратегического планирования
Региональный/глобальный уровень (головная компания МНК) Национальный уровень (дочерняя компания МНК)
Финансовая группа •Финансовый мониторинг и контроль: реализует стратегию управления международным портфелем активов посредством распределения финансовых ресурсов между странами Полная ответственность за планирование стратегии бизнеса на национальном уровне, единственные ограничения налагаются ресурсной базой
Конгломерат • Финансовый мониторинг и контроль. • Координация на «совещательном» уровне: общие процедуры планирования, консультации по возможным глобальным и региональным стратегиям Полная ответственность при выработке деловой стратегии на национальном уровне, право принять или отвергнуть предложения (рекомендации) головной компании
Концерн • Финансовый мониторинг и контроль • Координация на «совещательном» уровне • Управление и координация на директивно-административном уровне (с целью реализовать глобальные/региональные стратегии) Планирование стратегии бизнеса на национальном уровне ограничено директивами и указаниями из головной компании МНК

17. Факторы разработки стратегии фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: