Алгоритм оценки привлекательности СЗХ включает:
· оценку темпов роста: для текущей стадии жизненных циклов и для последующей стадии;
· оценку рентабельности: краткосрочную и долгосрочную;
· оценку уровня будущей нестабильности внешней среды фирмы.
Для оценки будущей нестабильности проводится анализ внешней среды предприятия, на основании которого разрабатывается перечень возможностей и опасностей и экспертно оценивается сила факторов. Анализ внешней среды позволяет найти ответы на следующие вопросы:
1. Какие возможности не используются и какие опасности не учитываются компанией?
2. Какова значимость этих возможностей и опасностей?
3. Что надо сделать, чтобы использовать наиболее значимые возможности и избежать сильных угроз?
Внешние факторы, с которыми имеет дело компания, относятся к таким сферам, как: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международные отношения, социальная сфера.
Выделим наиболее важные факторы в каждой из этих сфер.
Экономические факторы:
|
|
· темпы инфляции и дефляции;
· уровень занятости населения;
· реальность бюджетного баланса;
· стабильность курса рубля;
· уровень ставок по кредитам;
· тенденция изменения тарифов на транспортные услуги и энергоресурсы;
· налоговые ставки;
· таможенная политика.
Политические факторы:
· разделение полномочий федеральных и региональных органов власти;
· жесткость государственного регулирования экономики;
· льготные экономические режимы в регионах;
· инвестиционная политика государства;
· политика приватизации;
· таможенные союзы государств СНГ.
Рыночные факторы:
· форма рынка в заинтересованной сфере деятельности;
· уровень и продолжительность жизненных циклов спроса;
· интенсивность конкуренции;
· цены на факторы производства;
· доходы различных социальных групп;
· динамика спроса и предложения;
· антимонопольная политика;
· преодолимость барьеров вхождения в рынок (уровень потенциальной конкуренции);
· распределение долей товарного рынка между хозяйствующими субъектами;
· стабильность рынка (по составу хозяйствующих субъектов).
Производственно-технологические факторы:
· состояние производства на внешних для компании участках технологических цепей;
· возможности новых технологических разработок;
· уровень технологии конкурентов;
· темпы обновления технологии;
· состояние внешних звеньев системы развития;
· наличие возможности быстрой конверсии деятельности и расширения производства у конкурентов.
Конкурентные факторы:
· мотивы, которыми руководствуются хозяйствующие субъекты;
|
|
· возможность рефлексивного воздействия со стороны конкурентов;
· степень уязвимости конкурента;
· готовность конкурента сочетать кооперативное и конкурентное поведение;
· возможность усиления конкурентного статуса фирмы-конкурента;
· сила защитной реакции конкурента;
· скорость конкурентных реакций хозяйствующих субъектов на изменения на рынке;
· имидж компании.
Международные факторы:
· возможности и ограничения, вызванные деятельностью международных и региональных организаций (ВТО - Всемирная торговая организация; ОПЕК - Организация стран - экспортеров нефти; КОКОМ - Координационный комитет по экспортному контролю; ЕС - Европейское сообщество "общий рынок" и др.);
· возможности и ограничения, вызванные экономическим союзом стран СНГ (в частности, условия поставок товаров);
· изменения валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков;
· зарубежные стратегии защиты или расширения компаний или отраслей.
Социальные факторы:
· социальная напряженность в обществе;
· уровень предложения на рынке рабочей силы;
· защита прав потребителей;
· степень неравенства различных социальных групп;
· активность профессиональных союзов в защите прав трудящихся.