Правовое регулирование предпринимательской деятельности на транспорте

 

Главная задача транспорта – обеспечение потребностей хозяйствующих субъектов в перевозке грузов.

Отношения по перевозке закреплены в Гражданском кодексе (ст. 784-785, 787-794, 796, 798, 799, ГК), а также в специальном транспортном законодательстве, к числу которого относятся:

- Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10 января 2003 года № 17-ФЗ;

- Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 60– ФЗ;

- Устав железнодорожного транспорта от 10 января 2003 года № 18-ФЗ;

- Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года. № 81-ФЗ (с изменениями на 26 мая 2001 года);

- Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 года № 24-ФЗ;

- Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 года №259-ФЗ.

Обязательство перевозки возникает из соответствующего договора. При стабильных объемах перевозок грузов и сложившихся взаимоотношениях сторон перевозки могут оформляться долгосрочным договором об организации перевозок, содержание которого раскрывается в ст.798 ГК.

При отсутствии такого договора и необходимости в его заключении транспорт подается на основании заявок (заказов), подаваемых грузоотправителем и принимаемых перевозчиком.

На железной дороге такие заявки принимаются за 10 дней до начала месяца перевозки, а в смешанном сообщении – за 15 дней с указанием дат отгрузки. Управление дорог обязано в течение 3-х дней рассмотреть заявку. Отправитель за три дня до начала каждой декады представляет календарное расписание подачи вагонов.

На автомобильном транспорте заявка подается до 14 часов предшествующих суток, а на международные перевозки – за 48 часов.

Воздушным транспортом перевозки, как правило, осуществляются по разовым заказам.

Центральное место среди транспортных договоров занимает договор перевозки и договор транспортной экспедиции.

 

Особенности договора перевозки грузов

Договор на перевозку груза заключается между перевозчиком и грузоотправителем. Перевозчик – это коммерческая организация, наделенная функциями общественного возчика, обязанная осуществлять перевозки по требованию всякого, кто к ней обратится. Отправитель груза – любой предприниматель.

В договоре перевозки может быть третье лицо (получатель груза), которое не участвует в заключении договора, однако наделяется определенными правами (право требовать от перевозчика выдачи груза) и обязанностями (обязанность принять груз и доплатить провозную плату). Грузополучателем также может быть грузоотправитель или его экспедитор.

Существенное условие договора его предмет: услуги по доставке, хранению, выдаче, погрузке – выгрузке грузов и др. Обычно в договоре отражаются следующие моменты:

1) вид транспорта, которым осуществляется перевозка и возможность его замены;

2) вопрос о применении правил ИНКОТЕРМС;

3) условия об использовании специализированных перевозочных средств: контейнеров, рефрижераторов, открытых платформ, средств пакетирования, крепления и укрытия груза;

4) учет при выборе транспорта норм загрузки транспортного средства и предельный размер одновременно отгружаемых партий товара;

5) определение возможности замены одного вида транспорта или перевозочного средства другими;

6) расписание отгрузки;

6) обязанность уведомления получателя о доставке груза;

7) меры по обеспечению сохранности груза;

8) вопрос о вывозе товара покупателем и определении в связи с этим графика вывоза, а также сроков уведомления продавцом покупателя о готовности товара;

9) вопрос о сопровождении грузов при перевозке;

10) вопрос о возможности отбора покупателем товара на складе продавца.

Форма договора – простая письменная. Факт заключения договора должен быть подтвержден составлением и выдачей отправителю груза перевозчиком транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз - ст.785 ГК). Оформление договорных отношений в этом случае происходит по одной из трех систем: системе накладных, системе актов замера (взвешивания) и системе коносамента:

а) система накладных используется для оформления договоров перевозки грузов. Накладная содержит сведения о перевозимом грузе, характеристику транспортного средства (тип вагона, его грузоподъемность, степень загрузки и т.д.), характеристику иных условий перевозки (скорости перевозки, времени принятия груза и т.д.).

На железнодорожном транспорте накладная на вагонную, контейнерную или мелкую отправку составляется в одном экземпляре. Накладная, а также дорожная ведомость, следуют с грузом. Подтверждением факта заключения договора и условий перевозки является выдаваемая грузоотправителю квитанция. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. Накладная выдается грузополучателю в пункте назначения вместе с грузом, а дорожная ведомость после выдачи груза остается у перевозчика.

Подобным же образом оформляются перевозки и на речном транспорте.

На автомобильном транспорте накладная оформляется в 4 экземплярах, каждая из которых подписывается грузоотправителем. Прием груза к перевозке подтверждается подписью водителя во всех экземплярах накладной. При этом один экземпляр документа остается у отправителя.

На воздушном транспорте накладная оформляется в 3-х экземплярах. Все экземпляры заверяются перевозчиком, один экземпляр вручается отправителю груза;

б) система актов замера (взвешивания) используется в качестве самостоятельной для оформления договора перевозки только на автомобильном транспорте в случаях, когда груз не имеет товарного характера (грунт, снег и т.д.). По таким грузам не ведется складской учет, а автотранспортные организации освобождены от обязанности сдавать груз грузополучателям;

в) система коносамента применяется для оформления договоров морской перевозки груза в том случае, если груз не оформляется накладными либо грузополучателю не предоставляется часть судна или все судно. Отправитель груза оформляет «погрузочный ордер»; перевозчик выписывает коносамент (ст. 144 КТМ).

Коносамент является ценной товарораспорядительной бумагой, а поэтому имеет строго формальный характер. Несоблюдение формы заполнения коносамента лишает его силы ценной бумаги. Коносамент может быть именным, ордерным и предъявительским. Один экземпляр коносамента выдается грузоотправителю, а другой следует с грузом.

Провозная плата на транспорте часто регулируется тарифами, установленными нормативными правовыми актами. Законом в ряде случаев устанавливаются льготы или преимущества по провозной плате. Расходы, которые несут транспортные организации в связи с такими льготами, возмещаются им за счет средств соответствующих бюджетов.

Сроки исполнения договора подразделяются на: сроки погрузки, сроки доставки и сроки окончания перевозки грузов:

а) сроки погрузки (выгрузки) устанавливаются транспортными уставами (кодексами) и правилами, либо, если они не установлены транспортным законодательством, договором. В тех случаях, когда обязанности по погрузке (выгрузке) возлагаются на перевозчика, то срок погрузки (выгрузки) включается в срок доставки;

б) срок доставки груза также устанавливается транспортным законодательством либо договором. Если срок доставки не установлен, то перевозчик должен доставить груз в разумный срок (ст.792 ГК);

в) окончание срока перевозки определяется моментом, когда выдача груза считается завершенной. В случаях, когда выгрузка груза является обязанностью грузополучателя, выдача груза завершается подачей вагона на соответствующий путь и росписью грузополучателя в приемке груза. При поступлении грузов в порты, на пристани, пути общего пользования выдача груза завершается передачей груза представителю получателя и его росписью в транспортных документах. На автомобильном транспорте выдача груза в контейнерах завершается во время передачи его на складе грузополучателю.

Определение момента, с которого груз считается переданным перевозчику, зависит от того, чьими средствами и силами осуществляется погрузка - грузоотправителя или перевозчика. Какая из сторон исполняет данную обязанность, а также порядок осуществления погрузки предусматриваются договором, транспортными уставами, кодексами и соответствующими правилами.

 

Содержание договора перевозки грузов

 

Обязанности перевозчика:

1. Предоставить транспортное средство, исправное технически и исправное в коммерческом отношении, т.е. пригодное для перевозки данного груза в данных конкретных условиях.

2. Организовать погрузку груза, если это предусмотрено договором.

3. Доставить вверенный груз в целости и сохранности в пункт назначения.

4. Доставить груз по кратчайшему маршруту в срок, определяемый правилами перевозок в зависимости от вида груза и расстояния перевозки.

5. В случае возникновения в ходе перевозки груза препятствий к дальнейшей его перевозке известить грузовладельца и поступить с грузом в соответствии с его указаниями.

6. Уведомить получателя о прибывшем в его адрес грузе.

7. Выдать груз в пункте назначения указанному в транспортных документах грузополучателю

Права перевозчика:

Удерживать переданный для перевозки груз в обеспечение причитающихся платежей, если перевозчик обнаруживает, что провозная плата либо ее часть внесены не полностью, либо неоплаченными оказываются иные работы и услуги по перевозке груза.

Обязанности грузоотправителя:

1. Соблюдать сроки погрузки (выгрузки) грузов в поданные перевозчиком транспортные средства, если обязанность по погрузке (выгрузке) возложена на грузоотправителя (грузополучателя).

2. Предоставить груз в упаковке и таре, которые обеспечивают его полную сохранность при перевозке.

3. Нанести на тару словесные, знаковые и цифровые обозначения, определяющие порядок манипулирования с грузом (каждое отдельное место должно иметь цифровую маркировку в виде дроби, в числителе которой указывается номер транспортной накладной или коносамента, а в знаменателе – порядковый номер отдельного места).

4. Осуществить погрузку груза, если это предусмотрено договором.

5. Предоставить удостоверение о качестве скоропортящихся грузов.

6. Проверить исправность и пригодность транспортного средства к перевозке груза.

7. Внести провозную плату. Размер платы определяется в договоре, если иное не предусмотрено законом. Оплата перевозкипроизводится отправителем до сдачи груза к перевозке наличными деньгами; чеками; платежными поручениями. Окончательные расчеты производятся в пункте назначения. При осуществлении перевозки транспортом общего пользования плата за перевозку определяется на основе тарифов. В том случае, когда перевозчик по требованию грузоотправителя выполняет работы, не предусмотренные тарифами, то они подлежат оплате дополнительно по соглашению сторон.

8. Нести имущественную ответственность за все последствия, связанные с неправильным указанием сведений в транспортной накладной.

Права грузоотправителя:

1. Отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

2. Заменить ранее согласованные грузы иными, если это не потребует изменения условий перевозки.

3. Давать в отношении перевозимого груза обязательные для перевозчика указания, допускаемые транспортными уставами и кодексами (изменение грузополучателя, станции назначения и др.).

Обязанности грузополучателя:

1. Принять поступивший в его адрес груз.

2. В случае прибытия незаказанного груза принять его на ответственное хранение, выяснить действительную принадлежность груза и распорядиться им в соответствии с полученными указаниями его собственника с отнесением на него всех расходов, понесенных в связи с принятием, хранением и транспортировкой этого груза.

3. Проверить состояние груза. В случае обнаружения несохранности груза составить коммерческий акт.

4. Доплатить недостающие провозные платежи.

 

Права грузополучателя:

Отказаться от прибывшего в его адрес груза в случае, если качество груза вследствие его порчи или повреждения изменилось настолько, что исключает возможность его полного или частичного использования. На морском транспорте это исключение не применяется.

 

На получение доставленного грузапредставитель организации должен иметь доверенность за подписью руководителя, заверенной печатью, а для государственных и муниципальных организаций – также за подписью главного бухгалтера.

На железнодорожном и речном транспорте выдача груза оформляется путем заполнения получателем дорожной ведомости. В ней указывается: наименование организации, выдавшей доверенность, номер и дата доверенности, паспортные данные представителя. Представитель расписывается в дорожной ведомости. Доверенность хранится вместе с дорожной ведомостью у перевозчика.

При перевозке грузов на автомобильном транспорте доверенность на получение груза не требуется. Получение груза удостоверяется подписью получателя, заверенной печатью или штампом организации получателя во всех 3-х экземплярах товарно-транспортной накладной. Один экземпляр накладной остается у получателя, а 2 отдаются водителю транспортного средства.

На морском транспорте груз выдается при предъявлении оригинала коносамента. В случае, если перевозка груза осуществлялась на основании морской накладной или на основании иного подобного ей документа, перевозчик может выдать груз получателю, указанному в таком документе, или получателю, указанному отправителем.

На воздушном транспорте выдача груза осуществляется при предъявлении грузовой накладной.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: