Етапи становлення етики бізнесу в Україні

Алфавитный указатель

 

Аргументы ЗА социальную ответственность бизнеса. 8

Аргументы ПРОТИВ социальной ответственности бизнеса. 9

Визначення мікро- і макроетики. 14

Деловой имидж женщины.. 19

Деонтична етика. 3

Діловий імідж чоловіка. 18

Етапи становлення етики бізнесу в Україні. 2

Етика ділового спілкування «по горизонталі»: партнер-партнер, співробітник-співробітник. 12

Етичні аспекти відносин між корпорацією і акціонерами. 17

Етичні аспекти відносин між корпорацією і державою.. 15

Етичні аспекти відносин між корпорацією і споживачем.. 16

Етичні аспекти відносин між корпораціями. 14

Етичні обов’язки керівника. 11

Етичні обов’язки підлеглих. 12

Корпоративна етика і корпоративна культура. 9

Основные правила делового этикета. 20

Особенности делового этикета Африки. 30

Особенности делового этикета Ближнего востока. 29

Особенности делового этикета в Англии. 22

Особенности делового этикета в Германии. 25

Особенности делового этикета в Италии. 21

Особенности делового этикета в Швеции и Финляндии. 25

Особенности делового этикета в Южной Корее. 28

Особенности делового этикета во Франции. 24

Особенности делового этикета Китая. 26

Особенности делового этикета Японии. 27

Особенности делового этикета: США.. 21

Релігійна етика. 3

Социальная ответственность как составляющая современной модели бизнеса. 5

Способи підвищення моральних стандартів функціонування організації 10

Сутність проблеми маніпулювання; основні шляхи її подолання. 13

Утилитарная этика. 4

Формирование модели социальной ответственности. 6

Этика справедливости. 4

 

Етапи становлення етики бізнесу в Україні.

В нашей стране можно выделить пять этапов становления этических воззрений в XX веке:

- традиционный капиталистический (до 1917г.): меценатство и попечительство считались "хорошим тоном" в традиционных предпринимательских кругах, однако большинство было ориентировано на максимизацию прибыли;

- прямое государственное регулирование (1920е годы): извлекаемые в виде налогов (в принудительном порядке) средства направлялись на финансирование социальных программ;

- плановая социалистическая ответственность (1930е-1980е годы): за каждым предприятием закреплялись социальные объекты и программы, а также предписывался план по открытию новых - невыполнение плана каралось государством;

- "дикий украинский капитализм" (1990е): приоритет отдан получению краткосрочной экономической выгоды любыми средствами, программы социальной ответственности часто принимали характер "прикрытия" незаконных операций;

- локальное попечительство (с 2000 года): крупные предприятия считают своим долгом заботу о местных сообществах, финансируя локальные социальные программы.

Появление понятия этики бизнеса в странах с переходной экономикой можно объяснить рядом объективных факторов, сущность которых и определяет роль этики бизнеса в странах с переходной экономикой.

Первый фактор. Перевод экономики на рыночные отношения и связанное с этим замещение преимущественно командно-административных методов управления экономическими и социально-психологическими.

Второй фактор. Необходимость заполнения идеологического вакуума, возникшего вследствие отказа от господствующей в течение 70 лет общегосударственной коммунистической идеологии.

Третий фактор. Отмеченное многими социологами уменьшение в высокоиндустриальном обществе значения традиций, в том числе и нравственных.

Четвертый фактор. В современном мире именно организации, где работники проводят наиболее важную часть своей жизни, являются, по сути, первичными ячейками общества. При этом они выполняют две взаимосвязанные функции: экономическую и социальную. Первая заключается в том, что организации создают ценности для потребителей и других заинтересованных сторон. А вторая - дают людям возможность трудиться и получать за результаты своего труда материальное вознаграждение, признание, реализовывать свои права на отдых и охрану здоровья, организовывать профессиональные союзы и др.

Пятый фактор. Не всегда достаточно нравственное ведение бизнеса вызывает необходимость формирования обществом требований к социальной ответственности бизнес-организаций. Основой для понимания социально-этических аспектов менеджмента и бизнеса являются такие категории, как мораль, этика и культура.


2. Релігійна етика

Религиозная этика – это этика, которая основывается как на бестественных, социальных фактах морали, так и на откровении Богом человеку нравственных истин. Утверждается, что умопостигаемые людьми нравственные истины дополнены в откровении теми, которые нельзя «открыть» умом, как, например, заповедь любви к врагам своим или истина об освящающей душу Божией благодати и т.п.

В целом отношения религии и морали непростые. Всякая религия, как связь человека с Богом, включает в себя и определённую мораль, определяющую принципы данной связи с позиций добра. В свою очередь, окончательное своё основание добро получает в Боге. Как писал св. Феофан Затворник: «Вероучение всегда вдавалось в ненужные отступления и утончённости, когдане держалось нравственных целей; а нравоучение принимало недолжные

направления, когда не освещалось вероучением». Поэтому в богословии существует такая дисциплина, как нравственное богословие. Крупнейшими

православными нравственными богословами можно назвать св. Тихона Задонского

(XVIII в.), св. Феофана Затворника (XIX в.), св. Игнатия Брянчанинова (XIX

в.).

 

Деонтична етика

Деонтическая этика – этика долга. Один из основных подходов, наряду с утилитаризмом и этикой справедливости, в этике бизнеса. Центральным в деонтической этике является понятие права. Согласно деонтической этике действие является морально правильным в том случае если человек, принимающий решение желает, чтобы и все другие люди в данной ситуации действовали бы так же.

Право является мощным инструментом социальной регуляции, и его назначение состоит в том, чтобы обеспечивать для индивида возможность свободного выбора цели или рода деятельности и гарантировать этот выбор, защищая его. Наиболее важным среди различного рода прав являются так называемые моральные права (или права человека). Это права, которыми обладают все люди только потому, что они являются людьми.

Моральные права имеют три особенности.
1. Они тесно связаны с обязанностями. Если я имею моральное право делать что-то (или обладать чем-то, или стремиться к чему-либо), то другие люди имеют моральную обязанность не мешать мне делать это (а иногда — в лице государства — даже содействовать мне).
2. Моральные права обеспечивают возможность индивидуального автономного и равноправного выбора цели. Признать, что данное лицо обладает моральным правом, — значит признать, что существует область, в которой это лицо не подчиняется моим желаниям и его интересы не подчиняются моим интересам, т. е. существует область, в которой отдельные лица существуют как равные и автономные.
3. Моральные права образуют базу для оправдания образа действий одних лиц и для защиты и помощи другим лицам. Если я имею моральное право, то мои действия морально оправданны. Более того, если я имею моральное право делать что-либо, то это означает, что действия других лиц, направленные на то, чтобы мешать мне, не являются оправданными. Напротив, могут считаться оправданными действия других лиц, направленные на ограничение деятельности лиц, препятствующих мне в моем стремлении к реализации моего права.

 

Утилитарная этика.

Этика (ethics) – правила и принципы, которые определяют правильное и неправильное поведение. Утилитарный подход к этике, в соответствии с каким решением принимаются из учета лишь их будущих результатов или последствий. Утилитарная теория – это попытка применить для принятия этических решений количественный метод. Цель в этом случае заключается в том, чтобы обеспечить наибольшие блага для большинства. С точки зрения утилитаризма, любой менеджер должен уважать, что сокращение 20% работников на предприятии полностью оправданно, поскольку за счет этого повысится рентабельность компании и увеличится гарантия занятости для остальных (80%) работников. Это полностью отвечает интересам акционеров. Таким образом, с одной стороны, утилитаризм поощряет эффективность и производительность и отвечает цели достижения максимальной прибыли, а из другой – может привести к определенному перекосу в распределении ресурсов, особенно если некоторые из тех, на ком отражается принятое решение, недостаточно представленные в совете акционеров, или в них не хватает голосов при принятии решения. Кроме того, утилитарный подход к этике нередко способствует несоблюдению прав некоторых заинтересованных сторон.

Большинство людей, которые занимаются бизнесом, придерживаются утилитарной точки зрения на проблемы деловой этики. Аргументируя свои действия, направленные на получение максимальной прибыли, руководитель компании всегда может заявить, что он тем самым стремится к обеспечению максимального блага для большинства заинтересованных сторон.

В результате чрезвычайной изменчивости условий управленческому персоналу нужно отказаться от такого подхода. Характерной чертой утилитаризма является "обесценение" интересов отдельной личности и меньшинства в интересах большинства, а новые тенденции в сфере защиты прав человека и социальной справедливости предусматривают, что менеджерам нужны этические стандарты, основанные на прямо противоположных принципах. Это является сложным заданием современного менеджмента, так как управленческие решения должны будут приниматься с учетом таких критериев, как защита прав человека, социальная справедливость и стандарты местного содружества. Это повысит степень неоднозначности управленческих решений. В результате менеджеры все более сталкиваются с проблемами морально-этического характера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: