Тема. Расходы торговой организации

Минилексикон: затраты, расходы организации, издержки обращения, издержки потребления, расходы по текущей деятельности, расходы по инвестиционной деятельности, расходы по финансовой деятельности, управленческие расходы, номенклатура статей издержек обращения, оптимизация расходов на реализацию товаров, условно-переменные и условно-постоянные расходы на реализацию, сумма и уровень расходов на реализацию, прямая и обратная калькуляция.

 

Экономическая сущность затрат, расходов и издержек обращения, их состав и характеристика. Торговая организация в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на следующие основные операции:

- реализация товаров и производство продукции;

- простое и расширенное воспроизводство основных средств;

- использование различных видов ресурсов;

- социальное развитие коллектива.

Затраты ─ это стоимостная оценка ресурсов, потребленных организацией в процессе производства и реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Расходы организации ─ это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению собственных источников организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Издержки обращения ─ это денежные расходы торговой организации, связанные с закупкой, транспортировкой, хранением, реализацией товаров и содержанием аппарата управления. Издержки обращения следует рассматривать как себестоимость сферы обращения товаров.

Согласно Инструкции по учету доходов и расходов, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 г. № 102 (в ред. от 31 декабря 2013 г. № 96), под расходами понимается стоимость ресурсов, приобретенных и (или) потребленных организацией в процессе осуществления деятельности, которые признаются активами организации, если от них организация предполагает получение экономических выгод в будущих периодах, или расходами отчетного периода, если от них организация не предполагает получение экономических выгод в будущих периодах.

Расходы в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на виды:

1) расходы по текущей деятельности;

2) расходы по инвестиционной деятельности;

3) расходы по финансовой деятельности.

Приведенная группировка расходов соответствует порядку отражения расходов на счетах бухгалтерского учета, закрепленному в Инструкции о порядке применения Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. №50.

Текущая деятельность — основная приносящая доход деятельность организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность — деятельность организации по приобретению и созданию, реализации и прочему выбытию основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, вложений в долгосрочные активы, оборудования к установке, строительных материалов у заказчика, застройщика, финансовых вложений, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации.

Финансовая деятельность — деятельность организации, приводящая к изменениям величины и состава внесенного собственного капитала, обязательств по кредитам, займам и иных аналогичных обязательств, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации.

Классификация расходов по видам деятельности и подходы к построению классификации детально излагаются в учетной политике организации.

Расходы по текущей деятельности включают в себя:

- себестоимость продукции (работ, услуг);

- управленческие расходы;

- расходы на реализацию;

- прочие расходы по текущей деятельности.

В конечном итоге все расходы предприятия за определенный период обязательно должны трансформироваться в затраты. Расходы в стоимостной оценке за определенный период работы организации отличаются от затрат, т.е. они могут превышать затраты, быть равными затратам или быть меньше затрат. Различие расходов и затрат наблюдается в существующем несоответствии их во времени.

Реализация товаров является основным видом деятельности организаций торговли, поэтому в совокупности их расходов преобладающую часть составляют расходы на реализацию товаров, или издержки обращения.

Расходы на реализацию товаров (издержки обращения) ─ это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, сопровождающие осуществление связи между производителем и потребителем или доведение товаров от производителя до потребителя.

По своему содержанию они являются текущими затратами, расходуются каждый год полностью и требуют ежегодного авансирования. По экономической сути данные издержки отражают потребленную часть эксплуатируемых ресурсов (авансированной стоимости).

Издержки обращения тесно связаны с издержками потребления. Издержки потребления ─ это затраты времени населения на приобретение товаров и организацию их потребления.

В торговле расходы на реализацию направлены на наиболее полное удовлетворение спроса населения. Этим целям служат расходы в торговле, связанные с дополнительным вкладом в потребительную стоимость товаров, улучшением обслуживания населения, информацией покупателей о качестве, свойствах и способах потребления товаров, оказанием дополнительных услуг.

Расходы на реализацию в торговле всегда выражали, и будут выражать качество работы торговых организаций и предприятий. Относительное снижение расходов на реализацию наряду с уменьшением себестоимости продукции является экономическим условием снижения розничных цен, роста чистого дохода торговли, укрепления финансового состояния торговых организаций и предприятий.

Расходы торговых организаций многообразны, и для удобства анализа и планирования подразделяются на статьи. Перечень статей издержек обращения устанавливается торговой организацией самостоятельно. В качестве базового варианта используется номенклатура статей, приведенная в Методических указаниях по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденных приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 20.09.2002 г № 86. Номенклатура включает 19 статей. При этом следует иметь в виду, что в организации, осуществляющей торговую, торгово-производственную деятельность в состав расходов нареализацию включаются расходы на реализацию, учитываемые на счете 44 «Расходы на реализацию», за вычетом расходов, связанных с управлением организацией и относящиеся к реализованным товарам.

В практике учета, анализа и калькулирования все расходы на реализацию товаров классифицируются по следующим признакам.

По экономическому содержанию различают:

1) материальные затраты: расходы на аренду, тару, топливо, хранение, упаковку, износ инвентаря и др.;

2) расходы на оплату труда;

3) отчисления на социальные нужды: фонд социальной защиты населения;

4) амортизация основных средств;

5) прочие затраты: расходы на рекламу, %% за кредит, и др.

По отраслям торговой деятельности предусматривается учет, анализ и планирование расходов на реализацию товаров (издержек обращения) отдельно по каждой отрасли торговой деятельности.

По товарам и товарным группам:

1) расходы по продовольственным товарам;

2) расходы по непродовольственным товарам.

Эта классификация связана с различиями в уровне затрат, вызванных неодинаковой издержкоемкостью товаров. В основе классификации лежит сумма расходов, приходящихся на 1 тыс. р. товарооборота. Эта классификация важна при обосновании торговой надбавки.

В зависимости от влияния товарооборота различают расходы на реализацию товаров:

1) условно-постоянные;

2) условно-переменные.

По характеру труда, связанного с образованием стоимости:

1) дополнительные;

2) чистые.

 

Показатели, характеризующие расходы на реализацию товаров и факторы влияния. Основными показателями расходов на реализацию товаров являются: их сумма и уровень. Абсолютная сумма издержек обращения дает представление об объеме текущих затрат торговой организации за период. Уровень расходов на реализацию (УРр) характеризует долю затрат в розничной цене товара, т.е. показывает, во что обходится торговле обслуживание населения и рассчитывается по формуле:

 

УРр =∑Рр/ Т*100,

где УРр – уровень расходов на реализацию товаров; Т – товарооборот.

 

В розничной торговле, оптовой торговле, общественном питании уровень расходов на реализацию исчисляется соответственно к различному виду товарооборота: в розничной торговле ─ к розничному товарообороту, в оптовой торговле ─ к общему оптовому товарообороту (или складскому с участием в расчетах), в общественном питании ─ к валовому (общему) товарообороту общественного питания.

Структура расходов на реализацию характеризуется удельным весом отдельных статей издержек в общей сумме.

Уровень и структура расходов на реализацию в различных отраслях торговой деятельности различна.

Уровень расходов на реализацию в общественном питании более чем в 2 раза выше, чем в розничной торговле, и колеблется в районе 30 %. Это связано с тем, что предприятия общепита занимаются производством собственной продукции. Поэтому в общественном питании есть и издержки производства, и издержки обращения.

В оптовой торговле уровень расходов на реализацию товаров самый низкий среди отраслей сферы товарного обращения и, как правило, в современных условиях Республики Беларусь не превышает 10-11 %.

Таким образом, и уровень, и структура расходов на реализацию товаров в каждой отрасли предопределяется назначением этой отрасли и, соответственно, выполняемыми ею функциями.

На сумму и уровень расходов на реализацию влияют внешние и внутренние факторы. Среди внешних факторов, оказывающих определяющее влияние, можно выделить:

- объем производства товаров;

- жизненный уровень населения;

- уровень цен на товары;

- уровень цен и тарифов на услуги.

К внутренним факторам относятся:

- объем товарооборота;

- ассортиментная структура товарооборота;

- оборачиваемость товаров;

- ценовая политика торговой организации;

- производительность и интенсивность труда торговых работников;

- состояние и эффективность использования материально-технической базы организации;

- организация и технология товародвижения;

- формы и методы продажи товаров.

При анализе расходов на реализацию используют показатели:

1) сумма и уровень расходов на реализацию товаров в % к товарообороту;

2) размер изменения уровня расходов на реализацию как разность между уровнями расходов на реализацию двух периодов: или между фактом и планом, или между фактом отчетного и фактом прошлого периода;

3) темп изменения уровня расходов на реализацию как отношение размера снижения (или повышения) уровня издержек обращения к базисному, выраженному в процентах. Темп изменения показывает, на сколько %% изменился уровень расходов на реализацию по отношению к базисному уровню, если последний принять за 100;

4) абсолютная сумма экономии (перерасхода) издержек обращения ─ это есть разница между фактической и плановой суммой расходов на реализацию или суммой расходов на реализацию прошлого периода. Определяется по предприятию в целом и по отдельным статьям;

5) относительная сумма экономии (перерасхода) расходов на реализацию ─ определяется путем сравнения фактической суммы расходов на реализацию с пересчитанной плановой суммой на фактический товарооборот.

Пересчитанная сумма издержек обращения показывает, какую сумму может израсходовать предприятие в анализируемом периоде при фактически достигнутом объеме товарооборота, но при соблюдении планового уровня расходов на реализацию.

Показатели абсолютная и относительная экономия или абсолютный и относительный перерасход применяются при оценке выполнения плана и в динамике. Отклонение со знаком "–" ─ это абсолютная либо относительная экономия, со знаком «+» ─ абсолютный либо относительный перерасход. Наиболее распространенным способом расчета является следующий:

размер изменения УРр* Тфакт/100.

 

 

Таблица 6 – Анализ расходов на реализацию по торговой фирме, млн р.

Показатель Прош-лый год Текущий год Отклонение
план ожид.вып. % выполнения от плана от прош-лого года
Расходы на реализацию товаров: - сумма - уровень, %   97 560 15,0   104 340 15,55   106 930 15,45   102,5 ─   +2 590 -0,10   +9 370 +0,45
Товарооборот 650 420 671 000 692 100 103,1 21 100 41 680

 

Комплексный анализ состояния текущих затрат организации предполагает использование множества различных аналитических методов и приемов: группировок, сравнения, аналогий, цепных подстановок, абсолютных разниц, индексного метода, способа процентных чисел, корреляционно-регрессионного анализа и др.

Факторный анализ издержек обращения позволяет количественно измерить влияние факторов в отдельности и оценить резервы реальной экономии текущих затрат.

Конечная цель анализа ─ выявить резервы экономии расходов на реализацию. Экономия расходов ─ один из наиболее важных резервов увеличения прибыли, создание условий для самофинансирования. Экономия расходов на реализацию не является самоцелью в условиях рыночной экономики, она должна осуществляться за счет статей затрат, не затрагивающих культуру торговли: товарные потери, транспортные расходы, проценты за пользование кредитом и др.

 

Резервы экономии расходов на реализацию:

1) рост товарооборота;

2) ускорение товарооборачиваемости за счет улучшения коммерческой работы;

3) эффективное использование торговых и производственный площадей, т.е. рост товарооборота на 1 м² торговой площади;

4) рост производительности труда за счет механизации и автоматизации трудоемких процессов;

5) стимулирование труда;

6) расширение внемагазинных форм торговли;

7) экономное использование эл/энергии, воды и т. д;

8) соблюдение сроков текущего и капитального ремонтов;

9) снижение транспортных расходов за счет применения прогрессивных видов транспорта;

10) упорядочение тарного хозяйства предприятия;

11) бережное отношение к инвентарю и оборудованию;

12) контроль за осуществлением издержек обращения.

 

Планирование и прогнозирование расходов на реализацию товаров. Каждая торговая организация составляет план расходов на реализацию товаров. В плане предусматривается общая сумма и уровень расходов на реализацию в целом по предприятию, а также в разрезе отдельных статей. Основной задачей прогнозных расчетов издержек обращения является определение оптимального уровня затрат, при котором возможно наращивание объемов реализации и прибыли при высоком качестве обслуживания покупателей.

Планирование расходов на реализацию можно проводить двумя путями:

1) с применением метода прямой калькуляции. Прямая калькуляция ─ это подсчет всех затрат исходя из целей, возможностей, ресурсов, сложившихся на данном предприятии.

2) с применением метода обратной калькуляции. Обратная калькуляция ─ это расчет издержек по остаточному принципу исходя из среднеотраслевого уровня затрат или затрат конкурентов.

Основные предпосылки для составления плана:

1) прогнозируемый объем товарооборота;

2) план развития материально-технической базы и проведения ремонтов;

3) действующие тарифы и ставки на услуги других отраслей;

4) нормы отчислений и ставки налогов и неналоговых платежей;

5) материалы экономического анализа расходов на реализацию за текущий и отчетный годы.

В планировании и прогнозировании расходов на реализацию используют следующие методы:

1) метод технико-экономических расчетов;

2) расчетно-аналитический метод;

3) экономико-статистические методы (скользящей средней, коэффициент эластичности переменных расходов на реализацию от товарооборота и др.);

4) экономико-математические методы (уравнение гиперболы, уравнение прямой регрессии для планирования расходов на реализацию по переменным статьям расходов, многофакторные ЭММ);

5) метод оптимизации плановых решений.

Основным методом для планирования расходов по статьям является метод технико-экономических расчетов. Суть этого метода: расчет суммы расходов на реализацию по многим статьям производится прямым расчетом расходов по отдельным статьям на основе норм и нормативов, тарифов и ставок по услугам, норм амортизации, процентов за пользование кредитом и др.

Расчетно-аналитический метод ─ основан на учете сложившегося уровня издержек обращения в отчетном и предшествующем периодах и задании по снижению затрат по отдельным статьям.

Метод оптимизации плановых решений. В качестве критерия оптимальности может быть принята предельная сумма расходов на реализацию товаров или предельный уровень на единицу товарооборота (1 миллион, 10 миллионов и т.д.) при заданных ограничениях. Ограничениями будут размер торговой площади, численность работников, оборотные средства.

Планирование предполагает расчет расходов на реализацию товаров отдельно по каждой статье.

Плановая сумма издержек обращения должна находиться между минимальной и максимальной границами. Минимальная сумма расходов на реализацию ─ это нижний предел, за границей которого нецелесообразна дальнейшая экономия затрат. Максимальная сумма расходов на реализацию ─ расходы, которые обеспечивают предприятию безубыточную работу


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: