Практическое занятие № 10

Тема: М-холиномиметики, М-холиноблокаторы

Цели занятия:

1. Изучить фармакокинетику и фармакодинамику М-холинергических средств; усвоить показания к применению препаратов указанных групп; закрепить знания симптомов передозировки и мер помощи

2. Освоить элементы сравнительного анализа эффективности М-холинергических лекарственных средств путем решения фармакотерапевтических задач

3. Углубить знания по нормативно-правовой документации в части прописывания рецептов, представлений о МНН и торговых названиях препаратов.

  1. Развить навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств.

5. Закрепить практический навык коррекции врачебной рецептуры.

 

Воспитательные

Рассмотреть этические нормы применения атропиноподобных средств, формирование аддиктивных состояний, опасность бесконтрольного применения холинолитиков.

 

Базисные знания: анатомическое строение вегетативной нервной системы и головного мозга, в частности, расположение жизненно-важных центров, гистологическое строение нейронов, особенности передачи нервного импульса, нейромедиаторные системы, участвующие в указанном процессе.

Студент должен уметь:

1. Выписывать, оценивать и корректировать рецепты на изучаемые препараты в соответствии с фармакотерапевтическими заданиями

2. Формулировать ответы на контрольные вопросы

3. Разрабатывать алгоритмы действия изучаемых средств

4. Оценивать возможности практического использования средств в ходе решения ситуационных задач

Учебная карта занятия:

1. Контроль исходного уровня знаний. Для выполнения письменной работы необходимо знать основные формы выпуска и дозировки препаратов (задания по фармакотерапии).

2. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы (вопросы для подготовки к занятию)

3. Стимулирование познавательной активности интерактивными методами

Инструкции для самостоятельной работы студентов:

 

учебные ситуации – кейсы (case study) с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

5. При решении заданий необходимо использовать приложенные к кейсу инструкции на лекарственные препараты с сайта http://grls.rosminzdrav.ru/, справочники Видаль 2003-2009, Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20

декабря 2012 г. N 1175н г. Москва "Об утверждении порядка назначения и выписывания

лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные

препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения"

Приказ Министерства здравоохранения и coциального развития Российской Федерации

(Минздравсоцразвития России) от 14 декабря 2005 г. №785 МЗ РФ «О порядке отпуска

лекарственных средств»

Регистр лекарственных средств России РЛС 2005 – 2015.

Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»

- Решения принимаются в группах.

- При обсуждении в группах нельзя «давить», навязывать свою точку зрения, голосовать, можно только договариваться, приводя разумные аргументы.

- После обсуждения идет презентация решения одним из представителей группы

Имитационная игра

Это упражнение в принятии решения и исполнении участниками игры имитируемой деятельности. Студент получает задание, готовится к нему, используя инструкции на лекарственные препараты с сайта http://grls.rosminzdrav.ru/, справочники Видаль 2003-2009, Регистр лекарственных средств России РЛС 2004-2012 и выступает пред аудиторией, примеряя на себя предложенную роль. Аудитория, после презентации ответа, задает вопросы.

4. Итоговый контроль усвоения материала. Студенты решают ситуационные задачи без привлечения справочной литературы, используя лишь полученные знания.

Задание по фармакотерапии:

Выписать в рецептах:

1. Средство для лечения глаукомы

2. Средство для расширения зрачка с целью диагностики

3. Средство для премедикации для подкожного введения

4. Средство, купирующее бронхоспазм для ингаляций

5. Средство для инъекций при почечной колике

6. Средство, применяемое в урологии при недержании мочи

7. Экстракт красавки в ректальных суппозиториях

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Строение холинергического синапса. Этапы медиации. Типы холинорецепторов, их структурно-функциональные характеристики.

2. Классификация средств, влияющих на М-холинорецепторы.

3. М-холиномиметические средства. Механизм действия, основные фармакологические эффекты. Применение, нежелательное побочное действие, противопоказания. Отравление и меры помощи.

4. М-холиноблокирующие средства. Механизм действия, фармакологические эффекты, сравнительная характеристика препаратов. Показания для применения, отрицательное действие, основные противопоказания. Симптомы острой и хронической интоксикации, меры помощи.

 

Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

- практический навык коррекции врачебной рецептуры при выполнении заданий по фармакотерапии

- решать ситуационные задачи и выполнять тестовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.

- навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: