Стадия жизненного цикла автомобиля | Примерная структура затрат к моменту завершения стадии жизненного цикла автомобиля, % | |||
прошлый труд | живой труд | будущий труд | совокупный труд | |
1. Стратегический маркетинг и НИОКР 2. ОТПП 3. Производство 4. Обращение (включая строительство гаража и ремонтной базы) 5. Эксплуатация 6. Капитальные ремонты 7. Утилизация | 0,20 0,85 3,50 9,40 77.30 98,60 99,95 | 0,10 0,15 0,80 1,20 16,60 1,35 0,05 | 99,70 99,00 95,70 89,40 6,10 0,05 0,00 |
Анализ данных, приведенных в табл. 1.1, показывает, что доля затрат на маркетинг и НИОКР в совокупных затратах за жизненный цикл автомобиля составляет 0,3% (0,20 + 0,10), на организационно-технологическую подготовку производства–0,7% (0,85 + 0,15–0,30), производство – 3,3, подготовку к функционированию у потребителя – 6,3, эксплуатацию (включая ремонты) – 89,4%. При расчете долей следует учитывать переход из предыдущей стадии в последующую прошлого и живого труда. Например, на стадии производства из предыдущих стадий в качестве прошлого труда перешел 1% затрат (0,85% прошлого труда из стадии ОТПП плюс 0,15% живого труда, которые для стадии производства являются уже прошлым трудом). Тогда доля прошлого труда на стадии производства равна 3,5% (1% + 3,3% доли цены – 0,8 % доли живого труда).
|
|
Результаты анализа динамики структуры совокупного труда могут быть использованы для нахождения узких мест в ресурсоемкости товара. Например, по данному объекту массового производства незначительны затраты на маркетинг и НИОКР (0,3% от совокупных затрат), что не позволило тщательно отработать показатели качества и ресурсоемкости автомобиля. Вследствие этого затраты на эксплуатацию и ремонт автомобиля примерно в 20 раз больше затрат на его создание (маркетинг, НИР, ОТПП и производство). Такая картина наблюдается по большинству отечественных изделий машиностроения. Надеемся, что жесткая конкуренция в будущем заставит отечественных машиностроителей правильно расставить приоритеты: 1) повышение качества, 2) экономия ресурсов у потребителя, 3) снижение себестоимости продукции.