Далее рассмотрим приемы анализа

Прием сводки и группировки. Сводка предполагает подведение общего результата действия различных факторов на обобщающий показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Группировка заключается в выделении среди изучаемых явлений характерных групп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные оформляются в виде таблиц. Такая таблица представляет форму рационального изложения цифровых характеристик, изучаемых явлений и процессов.

Прием абсолютных и относительных величин. Абсолютные величины характеризуют размеры (величины, объемы) экономических явлений. Относительные величины характеризуют уровень выполнения плановых заданий, соблюдение норм, темпы роста и прироста, структуру, удельный вес или показатели интенсивности.

Прием средних величин используется для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных, экономических явлений. Выражает собой отличительную особенность данной совокупности явлений, устанавливает ее наиболее типичные черты.

В экономическом анализе в зависимости от конкретной цели используются различные виды средних величин: средние арифметические, геометрические, простые, средневзвешенные.

Прием динамических рядов предполагает характеристику изменений показателей во времени, показ последовательных значений показателей, вскрытие закономерностей и тенденций развития. Различают ряды моментные – для характеристики изучаемого объекта за различные моменты времени и периодические – за определенный период времени.

Прием сплошных и выборочных наблюдений. Сплошные наблюдения предполагают изучение всей совокупности явлений, характеризующих какую-либо одну сторону производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Выборочные наблюдения предполагают изучение хозяйственной деятельности предприятия на основе типовых представителей всей совокупности явлений, процессов. По данным выборочных наблюдений на основе методов теории вероятностей определяется возможность распространения выводов на всю генеральную совокупность изучаемых явлений.

Прием детализации и обобщения. Детализация проводится путем разложения обобщающего (конечного) показателя на частные. Расчленяя и детализируя сложные показатели по отдельным составным частям и факторам, определяют влияние каждого изнихна эти показатели.

Обобщения раскрывают связь между частями целого (объекта, явления, процесса), итогами деятельности и отдельных подразделений и определяют степень их влияния на общие результаты.

Приведем примеры анализа управленческого решения.

Ситуация 1

Требуется определить темп прироста объема продаж фирмы в 1997 г. и направления расширения рынка по следующим данным:

· объем продаж товара А на рынке 1 в 1996 г. составлял 450 тыс. у.е.;

· то же на рынке 2 – 130 тыс. у.е.;

· объем продаж товара Б на рынке 1 в 1996 г. составлял 1240 тыс. у.е.;

· то же на рынке 3 – 3150 тыс. у.е.;

· на основе сегментации рынка установлено, что темп прироста объема продаж товара А на рынке 1 на 1997 г. составит 5,0%;

· то же на рынке 2 – 12,0%;

· темп прироста объема продаж товара Б на рынке 1 на 1997 г. составит 2,5%;

· то же на рынке 3 – 4,5%.

Поскольку объемы рынков по товарам разные, для определения темпа прироста объема продаж товаров фирмы в 1997 г. применяем прием анализа – прием средневзвешенной величины. Тогда искомая величина будет равна

Для справки сообщаем, что без учета объема продаж, по методу среднеарифметической величины темп прироста объема продаж составит 6,0%, что искажает реальную действительность.

Анализ приведенной ситуации показывает, что для увеличения объема продаж фирмы рекомендуется провести дополнительные маркетинговые исследования с целью расширения прежде всего наиболее эффективного сегмента – товара Б на рынке 3. Это можно достигнуть путем пересмотра стратегии повышения качества товаров, ресурсосбережения и снижения цен, активизации рекламной деятельности фирмы.

Ситуация 2

Фирма стала терять свои конкурентные преимущества на рынке, вследствие чего стал снижаться уровень конкурентоспособности выпускаемого товара. Для получения необходимой прибыли фирма может выбрать одну из трех основных стратегий: 1) повышение качества выпускаемого товара, т.е. переход на новую боле прогрессивную модель; 2) снижение цены на товар путем совершенствования организации производства, технологии, системы менеджмента; 3) освоение нового рынка сбыта товара, фирма не располагает отработанной конструкторско-технологической документацией на более прогрессивную модель товара, маркетологи не подготовили новый рынок. Технологи и менеджеры имеют согласованные предложения по совершенствованию технологии, организации производства и системы менеджмента. Значит, принимаем вторую стратегию – стратегию снижения цены товаров.

Для реализации стратегии снижения цены имеются следующие

данные:

1) уравнение регрессии для факторного анализа себестоимости товара (С)

,

где М – норма расхода материалов на производство товара, кг;

Т – полная трудоемкость изготовления товара, н.ч;

kпр – средневзвешенный коэффициент пропорциональности основных производственных процессов изготовления товара, доли единицы (оптимальное значение равно 1,0);

kс – коэффициент стабильности кадров на фирме, доли единицы (оптимальное значение равно 0,90... 0,95);

2) годовая программа выпуска товаров – 1500 шт.;

3) реализация организационно-технических мероприятий по совершенствованию технологии, организации производства и системы менеджмента фирмы позволит:

· снизить норму расхода материалов на 4,5%;

· снизить трудоемкость изготовления товара на 6,8%;

· повысить средневзвешенный коэффициент пропорциональности основных производственных процессов изготовления товара на 5,3%;

· снизить текучесть кадров на 9,2%;

4) срок действия мероприятий – 3 года;

5) инвестиции в разработку и реализацию мероприятий110 тыс. у.е.;

6) себестоимость единицы продукции до внедрения организационно-технических мероприятий составляет 830 у.е.;

7) норма прибыли по данному товару на 1997 г. сохраняетсянауровне 1996 г., т.е. равна 8,5%;

8) степень капитального риска реализации мероприятий составляет 0,80.

Сначала сделаем расчет снижения себестоимости за счет внедрения организационно-технических мероприятий.

Показатели степени при факторах в уравнении регрессии показывают их эластичность, т.е. на сколько процентов снизится себестоимость при улучшении данного фактора на 1%. Например, при снижении нормы расхода материалов на 1% себестоимость снижается на 0,652% и т.д.

В данном примере снижение себестоимости товара в процентах (Д С) можно определить исходя из эффективности мероприятийпоулучшению факторов и их весомости (или влияния на функцию)поформуле

 

,

 

где ∆ С – относительное снижение себестоимости за счет внедрения мероприятий, %;

i = 1, 2... n – номер фактора, влияющего на себестоимость;

Xi – i-й фактор снижения себестоимости;

а i – весомость i-го фактора.

Для данного примера

∆ С = 4,5 ∙ 0,652 + 6,8 ∙ 0,340 + 5,3 ∙ 0,148 + 9,2 ∙ 0,085 = 6,8 %.

Снижение себестоимости единицы товара за счет внедрения мероприятий с учетом риска инвестиций (неопределенности) составит

у. е.

Одновременно со снижением себестоимости товара за счет внедрения мероприятий на цену оказывают влияние инвестиции, вложенные в мероприятие. На единицу товара инвестиции отразятся следующим образом:

,

где ∆ К – рост себестоимости товара за счет распределения инвестиций на разработку и реализацию мероприятий (К);

N – годовая программа выпуска товара;

Т – срок действия мероприятий, лет.

у.е.

Цена товара до внедрения мероприятий составляет

у.е.

Цена товара после внедрения мероприятий составит 900–45,1 + 24,5 = 879,4 = 879 у.е.

Таким образом, реализация стратегии ресурсосбережения позволила снизить цену товара на 21 у.е.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: