Краткие выводы по теме

1. Вместо унифицированных принципов управления персоналом, предложенных А. Файолем в 1923 г. и рекомендуемых до настоящего времени в учебной литературе, их целесообразно дифференцировать по уровням иерархии менеджеров. Например, принципы работы руководителя высшего звена нами предлагается формулировать из 18 групп требований.

2. Исходным моментом управления персоналом является психологический портрет личности, состоящий из следующих компонентов: темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, общительность, самооценка, уровень самооценки, способность к групповому взаимодействию.

3. Оценку деловых качеств менеджера следует осуществлять по следующим компонентам: деловые качества; способность; культурный ценз, эрудиция, честность и порядочность, характер, темперамент, направленность, возрастной ценз, здоровье.

4. При формировании коллективов следует анализировать следующие аспекты: параметры формального и неформального коллектива, размеры коллектива, нормы и стандарты поведения, факторы морально-психологического климата в коллективе, социальные аспекты менеджмента.

5. При разработке вопросов мотивации труда рекомендуется опираться на пирамиду потребностей по Маслоу, состоящую из следующих уровней потребности: физиологические, безопасности и защищенности, социальные, уважения, самовыражения.

6. Стили руководства рекомендуется подразделять на авторитарный, демократический, либеральный.

7. Одним из факторов повышения эффективности работы коллектива является умение менеджеров управлять конфликтами и стрессами на основе изучения типов конфликтов, причин их возникновения, функциональных и дисфункциональных последствий конфликтов, методов их разрешения, установления причин стрессов и сглаживания.

8. Направлениями научной организации труда следует считать следующие: планирование работ по НОТ, формирование рациональной структуры кадров, разделение и кооперация труда, организация обслуживания рабочего места, совмещение профессий, нормирование труда, организация повышения квалификации кадров, разработка и внедрение системы стимулирования труда.

Контрольные вопросы по теме

1. Какими психологическими аспектами характеризуется труд менеджера?

2. Для каких целей составляется психологический портрет личности?

3. Раскройте, пожалуйста, функции менеджера.

4. В чем выражается сложность и привлекательность труда менеджера?

5. Назовите, пожалуйста, отличительные признаки формального и неформального коллектива.

6. Назовите, пожалуйста, признаки нормального морально-психологического климата в коллективе.

7. По каким признакам формируется матрица потребностей людей?

8. Чем отличается демократический стиль руководства от либерального?

9. Чему следует отдавать приоритет при управлении коллективом: созданию и укреплению коллектива или развитию технологии и организации?

10. Какие последствия конфликта могут оказать положительное влияние на морально-психологический климат в коллективе и эффективность его работы?

11. В условиях рыночных отношений роль научной организации труда понижается или повышается?

12. Какими принципами следует руководствоватьсяпри управлении коллективом?

тема 4. планирование ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

План:

1. Принципы планирования.

2. Стратегический маркетинг как инструмент планирования.

3. Формирование рыночной стратегии предприятия.

4. Содержание и порядок разработки стратегических планов предприятия.

5. Содержание бизнес-плана предприятия.

6. Нормирование ресурсов.

4.1. Принципы планирования

В управляемой подсистеме системы производственного менеджмента планирование является первым компонентом.

На основе нормативов конкурентоспособности товаров фирмы, стратегий ее технического, организационного и социального развития, спрогнозированных по результатам исследования рынка и его сегментации, разрабатываются стратегия фирмы и отдельные ее компоненты. Подробно методика разработки стратегии фирмы излагается в курсе "Стратегический маркетинг" /30/.

В "Производственном менеджменте" подробно изучается структура и порядок разработки бизнес-плана как конкретизация стратегии фирмы. Таким образом, качество бизнес-плана определяется качеством стратегии фирмы. В свою очередь качество и стратегии фирмы и бизнес-плана определяются глубиной и количеством примененных при планировании научных подходов (см. п. 1.2) и принципов планирования.

К принципам планирования считаем целесообразным отнести следующие:

1) преемственность стратегического и текущего (тактического) планов;

2) социальная ориентация плана;

3) ранжирование объектов планирования по их важности;

4) адекватность плановых показателей;

5) согласованность плана с параметрами внешней среды системы менеджмента;

6) вариантность плана;

7) сбалансированность плана (при условии обеспечения по важнейшим показателям резерва);

8) экономическая обоснованность плана;

9) автоматизация системы планирования;

10) обеспечение обратной связи системы планирования,

 

Рассмотрим вкратце содержание перечисленных принципов планирования.

Преемственность стратегического и текущего планов предусматривает, что состав текущих планов или разделов бизнес-плана должен повторять основные разделы стратегии фирмы. Количество плановых показателей в разделах бизнес-плана должно быть больше, чем в разделах стратегии фирмы. Чем меньше горизонт планирования, тем, в соответствии с пирамидой показателей, больше количество плановых показателей. Показатели бизнес-плана не должны противоречить утвержденным показателям стратегии фирмы, они могут быть только более жесткими и выгодными фирме в текущий момент.

Социальная ориентация плана предусматривает решение, наряду с техническими и экономическими проблемами, проблем обеспечения соответствия международным требованиям показателей экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемых товаров и функционирования фирмы, а также показателей социального развития коллектива.

Ранжирование объектов планирования по их важности необходимо осуществлять для рационального распределения имеющихся ресурсов. Например, если выпускаемые товары имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности товара, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продаж) в программе фирмы. При разном уровне конкурентоспособности товаров приоритеты распределения ресурсов определяются по методике, изложенной в курсе "Стратегический маркетинг".

Адекватность плановых показателей реальной действительности обеспечивается, во-первых, увеличением при прогнозировании альтернативных плановых показателей количества учтенных факторов, во-вторых, снижением ошибки аппроксимации или повышением точности прогнозов.

Согласованность плана с параметрами внешней среды системы менеджмента обеспечивается анализом динамики факторов внешней среды (см. п. 1.8) и исследованием влияния этих факторов на плановые показатели.

Вариантность плана обеспечивается разработкой не менее трех альтернативных вариантов достижения одной и той же цели и выбора оптимального варианта, обеспечивающего выполнение запланированной цели с наименьшими затратами на ее разработку и реализацию.

Сбалансированность плана обеспечивается преемственностью баланса показателей по иерархии, например, функциональной модели объекта, стоимостной модели (при проведении функционально-стоимостного анализа), баланса поступления и распределения ресурсов и т.д. Одновременно по важнейшим показателям следует обеспечить резерв.

Экономическая обоснованность плана является одним из важнейших принципов планирования. Окончательный выбор варианта плановых показателей должен осуществляться только после проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернативных вариантов. Подробно этот принцип планирования рассматривается в курсе "Разработка управленческого решения".

Автоматизация системы планирования – один из принципов планирования, требующих применения современных информационных технологий и компьютерной техники, обеспечивающих кодирование информации на основе ее классификации, единство и системность информации по стадиям жизненного цикла объекта планирования, быструю обработку, надежное хранение и передачу информации лицу, принимающему решение.

Принцип планирования – обеспечение обратной связи системы планирования – предполагает возможность лица – потребителя планов ("выход" системы планирования) представлять предложения об изменении (корректировке) планов их разработчику.

Выполнить рассмотренные принципы планирования очень трудно, это могут позволить себе только крупные фирмы, имеющие квалифицированные кадры, современные информационные технологии и необходимые ресурсы. Поэтому количество выполняемых принципов планирования определяется сложностью и количеством выпускаемых товаров и выполняемых услуг, положением и устойчивостью фирмы. Отметим, что в условиях жесткой конкуренции тенденции в планировании следующие: сокращение сроков разработки планов (при сохранении или увеличении периода упреждения прогнозов), повышение качества планов за счет увеличения количества соблюдаемых принципов планирования, применения современных методов оптимизации и концепции маркетинга.

4.2. Стратегический маркетинг как инструмент планирования

 

Маркетинг – весьма сложное понятие. На наш взгляд, пока не достигнуто единого мнения ученых и практиков относительно концепции маркетинга, его места в менеджменте, разработке, производстве и реализации товаров.

Ниже излагается авторская позиция по данному вопросу.

Маркетинг – это, во-первых, концепция ориентации любой деятельности на потребителя, во-вторых, согласно международным стандартам ИСО серии 9000 – первая стадия жизненного цикла объекта и, в-третьих, первая функция менеджмента.

Ориентация деятельности на потребителя выражается в следующем принципе: "Производите то, что нужно потребителю, а не пытайтесь продать ему то, что вам удалось произвести". Однако этот принцип выражает цель фирмы, а не маркетинга.

Авторская концепция маркетинга как концепция ориентации на потребителя несколько шире, чем в известной литературе по маркетингу, по области применения концепции и уже – по функциям маркетинга. Шире в том смысле, что ориентировать на потребителя нужно любую деятельность, на любой стадии жизненного цикла объекта. Применяя системный подход, субъект управления должен обеспечивать высокое качество "выхода" данной системы (при условии высокого качества ее "входа"), который одновременно является "входом" другой системы – потребителя.

Например, одним из компонентов (функций) такой системы как отдел маркетинга являются нормативы конкурентоспособности перспективного товара, который будет разрабатываться в будущем научно-исследовательской организацией (НИО) и конструкторским бюро (КБ). Эти нормативы являются "выходом" системы маркетинга и одновременно "входом" следующей по ходу системы – НИО, обеспечивающей научное подтверждение технических решений или возможности достижения нормативов конкурентоспособности объекта. "Выход" системы НИО является "входом" системы КБ. Упрощенная схема (без обратной связи и связи с внешней средой) реализации концепции маркетинга по ориентации на потребителя представлена на рис. 4.1.

 

Обозначения:

1.1; 1.2; 1.3 – "выход" (функции)отдела маркетинга;

2.1; 2.2; 2.3 – "вход" НИО;

3.1; 3.2; 3.3 – "выход" (функции) НИО;

4.1; 4.2; 4.3 – "вход" КБ.

Рис. 4.1. Упрощенная схема реализации концепции маркетинга по ориентации деятельности на потребителя

 

Сделаем анализ представленной схемы. На "входе" отдела маркетинга – информация, кадры, нормативно-методические документы, технические средства и другие компоненты, необходимые для маркетинговых исследований. Если какой-нибудь из компонентов "входа" не будет отвечать требованиям качества процесса исследований в отделе маркетинга, то и качество "выхода" отдела маркетинга (например, 1.1 – результаты сегментации рынка, 1.2 – нормативы конкурентоспособности объекта, 1.3 – параметры организации продвижения объекта на рынке) не будет отвечать будущим требованиям потребителей. Значит, качество "входа" НИО по компоненту – нормативы конкурентоспособности будущего объекта (2.2) – будет низким. На следующих стадиях нерационально тратить средства, т.к. на "выходе" КБ документация на объект (в смысле качества и ресурсосбережения, а не качества чертежей) не будет отвечать требованиям конкурентоспособности. Как бы хорошо ни работали НИО и КБ, если "выход" отдела маркетинга низкого качества, то и "выход" КБ будет низкого качества.

По аналогии с рис. 4.1 вместо систем отдела маркетинга, НИО и КБ могут быть совершенно другие, но взаимосвязанные между собой (то есть входящие подсистемами в глобальную систему) системы. Например, КБ → технологический отдел → отдел подготовки производства. Или отдел материально-технического обеспечения → заготовительные цехи → обрабатывающие цехи. Технологический отдел → инструментальный цех → механический цех и т.д. Цепочек должно быть столько, сколько требуется для обеспечения ("вход") производства (процессы) и выпуска товара ("выход") в соответствии с планами. При построении цепочек исходя из необходимости выполнения цели системы менеджмента, проектирования организационной и производственной структур должны соблюдаться требования системного и комплексного подходов, принципы организованности системы менеджмента.

Если каждая система (подсистема) будет соблюдать концепцию маркетинга по ориентации любой деятельности на потребителя, то качество их "выхода" будет высоким и, соответственно, будет высоким качество "выхода" глобальной системы. Для реализации этой концепции необходимо сначала анализировать качество и взаимосвязи с внешней средой (и, по возможности, улучшать эти связи), анализировать и принимать меры по обеспечению высокого качества "входа" и только потом повышать качество процесса в самой системе (то есть стабилизировать управление, повышать его эффективность, организованность, качество). В настоящее же время вместо маркетингового подхода в основном применяется производственный подход, ориентированный сначала на совершенствование технологии и организации в самой системе и только потом на улучшение остальных компонентов системы. Можно израсходовать миллионы долларов на развитие организационно-технического уровня производства фирмы и получить нулевой результат, если качество "входа" не отвечает требованиям обеспечения конкурентоспособности "выхода" системы. Яркий пример: в начале 80-х годов автомобильная промышленность СССР затратила десятки миллионов долларов на техническое перевооружение заводов, совершенствование технологии и организации производства, а результаты мизерные, автомобили неконкурентоспособны. Это объясняется тем, что "вход" заводов – проектно-конструкторская документация – был улучшен незначительно, не претерпел принципиальных улучшений, особенно по содержанию вредных веществ в продуктах сгорания и расходу автомобилями топлива. Казалось бы, проста концепция маркетинга, но ее игнорирование приводит к огромным потерям.

Для реализации этой концепции маркетинга необходимо пересмотреть (разработать) новую систему менеджмента, научно-методические и нормативные документы по всем вопросам функционирования и развития фирмы.

Неправомерно в функции маркетинга включать проектирование и производство товара, как это предлагается в настоящее время в литературе. Служба маркетинга должна принимать участие в разработке или согласовывать все упомянутые документы, оказывать методическую помощь всем службам в применении концепции маркетинга и выходить к руководству с предложениями о стимулировании применения концепции маркетинга по ориентации любой деятельности на потребителя.

В зависимости от сферы действия, вида деятельности, степени развития рынка и других факторов различают несколько видов маркетинга. В табл. 4.1. приведена классификация видов маркетинга.

Таблица 4.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: