Антропологический материализм Л. Фейербаха

В теории познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человеческий разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Исходный пункт познания – это ощущения, источником которых является материальный мир. Л. Фейербах пытается снять противоречия между эмпиризмом и рационализмом, старается показать единство чувственного и рационального моментов в познании, утверждая, что ощущения человекаобязательно сопровождаются мыслью. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал только ощущения, а не практику.

 

43. Антропоцентризм философии Возрождение.

 

Гуманизм и антропоцентризм – это сущность эпохи Возрождения. К ней относятся социологические и философские учения времен становления раннего буржуазного общества (главным образом в Италии) 14-17 вв.

 

В философии Возрождения наибольшую роль сыграли натурфилософские концепции (Парацельс, Кордано, Бруно), которые свидетельствовали о крушении старых схоластических методов познания природы.

В различных социологических концепциях нашли свое отражение социально-экономические изменения того времени. В них общество понималось как сумма изолированных индивидов. На первый план в эпоху Возрождения в борьбе с теократизмом Средневековья выступают антропоцентрические, гуманистические мотивы. Антропоцентризм – это представление, согласно которому человек представляет собой центр вселенной, а также цель всех событий, совершающихся в мире. С этим понятием связано понятие гуманизма. Отражаемый, исходящий из человеческого сознания антропоцентризм – это и есть гуманизм. Его объект – ценность человека.

Антропоцентризм философии эпохи Возрождения, таким образом, меняет также отношение человека к природе. Человек открывает ее великолепие и красоту, начинает рассматривать ее как источник наслаждения, радости в противовес средневековому мрачному аскетизму.Антропоцентризм философии эпохи Возрождения рассматривает человека как органическую часть природы.

44.Теория познания Канта: априорные формы познания, вещь в себе и явление, антиномии разума.

 

Кант полагал, что нашему сознанию присущи априорные формы чувственного созерцания, априорные формы (понятия) рассудка, а также априорные формы связи чувственного многообразия и понятий рассудка.

Наряду с эмпирическим (опытным) источником познания мыслитель, таким образом, признавал и априорный (предшествующий опыту).

Доопытные формы чувственного созерцания – это пространство и время.

Априорными формами (понятиями) рассудка Кант считал категории. Мыслитель полагал, что они не являются отражением содержания, найденного в чувственном опыте, и представляют собой формы, под которые рассудок подводит доставляемый чувственностью материал.

Априоризм Канта проявился и в том, как он трактовал "механизм" получения знаний. С его точки зрения, их выработка состоит в синтезе ощущений с понятиями рассудка.

Именно разум руководит деятельностью рассудка, является высшей способностью субъекта.

По Канту, разум опирается на антиномии, т.е. взаимоисключающие друг друга суждения.

Следовательно, утверждал Кант, разум по своей природе противоречив.

Если мир "вещей в себе" (или точнее, "вещей самих по себе") недоступен ни для чувственности, ни для теоретического разума, науки, то это не означает, что познающий субъектполностью лишен возможности знать о нем что-либо.

 

45. Абсолютная идея в философии Гегеля.

 

В «Энциклопедии философских наук» (1817) Гегель следующим образом излагает суть своей философской системы: в основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причём деятельность его состоит в самопознании. Абсолютная идея проходит в своём развитии 3 этапа.

Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления». Идея раскрывает своё содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий;

Развитие идеи в форме «инобытия» как акт отчуждения, отпадения от самой себя, т.е. деградация. Это означает порождение природы;

Переход от чуждой для идеи природы в область развития духа, развитие идеи в мышлении и истории.

 

46. Какими свойствами обладают атомы по мнению Демокрита.

 

Главным достижением философии Демокрита считается развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Он описал мир как систему атомов в пустоте, отвергая бесконечную делимость материи, постулируя не только бесконечность числа атомов во Вселенной, но и бесконечность их форм. Атомы, согласно этой теории, движутся в пустом пространстве хаотично, сталкиваются и вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков либо сцепляются, либо разлетаются. Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов.

Атомы не могут соприкасаться, поскольку все, что не имеет внутри себя пустоты, является неделимым, то есть единым атомом. Следовательно, между двумя атомами всегда есть хотя бы маленькие промежутки пустоты, так что даже в обычных телах есть пустота. Отсюда следует также, что при сближении атомов на очень маленькие расстояния между ними начинают действовать силы отталкивания. Вместе с тем, между атомами возможно и взаимное притяжение по принципу «подобное притягивается подобным».

 

47. Проблематика критической философии Канта: что такое трансцендентальный уровень познания? Что такое априорное синтетическое суждение?

 

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАНТА

I период: докритический. Основывался на Ньютоне, материалист, не нуждается в боге, хотя часто ссылается на него. В дополнение к идее движения ввел понятие развития. Теория возникновения Солн.системы. У Ньютона – сила притяжения, Кант предполагает силу отталкивания =>раазвитие мира.

II период – критический. Дуализм. Начинает заниматься гносеологией вместо онтологии. Прежде чем познавать мир, надо исследовать возможности к познанию. Против Декарта: мы незнаем никакого другого разума, кроме человеческого. Не факт, что чувственная картина мира соответствует миру вещному; На основе всегда ограниченного опыта невозм. познать беск. мир. Существуют «вещи в себе» (сущности) и «вещи для нас» (то, как эти вещи нам являются) Человек не познает мир, а приписывает ему различные свойства в соответствии с воздействием мира на сознание: Ощущение > понятие > обобщение. На ступени ощущения хаос ощущений упорядочивается с помощью априорных форм созерцания – пространства и времени. Априорные формы- это условия познания, они не выведены из чувственного опыта, а существуют в сознании самом по себе На ступени понятия чувственный материал подвергается новому упорядочиванию под действием априорных категорий мышления (единство,множество,реальность,ценность,кол-во), формулируются законы, которые не принадлежат самой природе а предписаны ей человеческим мышлением. Формула Канта: «Разум диктует законы природе». На самом деле мы воспринимаем в природе только то, что позволяет наша способность воспринимать. Наука- осмысливание материала воспринимаемого через априорные формы. Наука не знает вопросов, лежащих вне сферы нашего опыта.

 

 

48. Эмпирическая теория познания Локка.

 

Исходным пунктом гносеологии Локка было положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. В антитезе рационализму Декарта и Лейбница Локк разработал сенсуалистическую теорию

познания. Тезис об опытном происхождении разума, выдвинутый ещё Демокритом и Эпикуром, ставший центральным пунктом в гносеологических разработках Бэкона и Гоббса, получает фундаментальное обоснование только в творчестве Д.Локка в его «опыте о человеческом разуме». Локк считал, знание проистекает из опыта, а опыт складывается из ощущений. Теория Локка гласила: 1) нет врожденных идей, все познание рождается в опыте; 2) душа или разум человека при рождении подобны чистой доске; 3) в интеллекте нет ничего, чего раньше не было в ощущениях, в чувствах.

Локк различает два вида опыта: внешний, состоящий из совокупности ощущений, и внутренний, образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью. Источник внешнего опыта – реальный мир вне нас. Внутренний опыт – «рефлексия» совокупность проявления всей многообразной деятельности ума.

Таким образом, Локк положил начало эмпирической психологии, в которой первостепенное значение придавалось самонаблюдению (интроспекции).

 

49. Проблемы философии элеатов. Апории Зенона.

 

Элейская философская школа (элеаты) существовала в конце VI — первой половине V века до н. э., родоначальниками её считаются Ксенофан и Парменид, учитель Зенона. Школа разработала своеобразное учении о бытии. Элеаты отстаивали единство бытия, считая, что представление о множественности вещей во Вселенной есть искусственное разделение.Бытие элеатов полно, реально и познаваемо, однако вместе с тем оно нераздельно, неизменно и вечно, у него нет ни прошлого, ни будущего, ни рождения, ни смерти.

Отстаивая свою идеологию в философских спорах, Зенон и другие элеаты использовали изощрённую логическую аргументацию, и важной её частью были апории Зенона, доказывающие нелогичность и противоречивость взглядов оппонентов.

Апори́иЗено́на— внешне парадоксальные рассуждения на тему о движении и множестве, автором которых является древнегреческий философ Зенон Элейский (V век до н. э.). Известные апории Зенона:
1)Ахиллес и черепаха
Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.
2)Дихотомия
Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся.
3)Летящая стрела
Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.

 

50. Натурфилософская концепция милетской школы.

 

Основы европейской рефлексии были заложены милетской и пифагорейской школами. Милетская школа возникла на побережье Малой Азии, там и располагался греческий город Милет. Именно на этой территории широкий обмен культурными достижениями вызвал появление учений Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена о вещественном первоначале вселенной.

Фалес полагал, что все из воды и возвращается в воду. Вода – это важнейшее состояние, первооснова четырех стихий (вода, огонь земля, воздух). Вся жизнь зародилась в воде и вышла из нее, в том числе и человек
Анаксимен – первооснова всего воздух, сама душа воздушна. Анаксимандр: все стихии равноценны. Апейрон – первооснова. Апейрон – тоже, что беспредельное, неопределенное в пространстве и времени. Все стихии взаимодействуют друг с другом, поскольку все предметы распадаются.

Примыкает к Милетской школе Гераклит, который говорил: “Все течет, все меняется”, “В одну и туже реку нельзя войти дважды” и “Многознание уму не научает”.

Как утверждал Гераклит, огонь – единственная стихия, которая находится в движении. Первичен космический огонь, который рождает планеты и звезды. Мир – постоянное движение, борьба – отец всему. В основе мира – источник движения – противоречия.

Гераклита называли “плачущим”, оплакивающим горести мира, не находя пути избавления от них. Таким образом, Фалес, Анаксимандр и Анаксимен поставили вопрос: “Существуют ли изменения?”. А Гераклит дал ответ: “Все течет, все меняется”.

 

51. Теория общественного договора Гоббса.

 

Томас Гоббс (1588-1649),английский философ 17 века, в своем известном трактате "Левифиан" впервые, пожалуй, изложил теорию общественного договора в определенной,четкой и рационалистической (т.е. основывающейся на аргументах разума) форме. По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле состояние войны всех против всех. Абсолютная свобода человека - стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком. В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение,обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира.Они договариваются между собой об этом ограничении.Это взаимное самоограничение называется общественным договором. Ограничивая свою естественную свободу,люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку. Так возникает государство, власть которого суверенна, т.е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Власть государства,по убеждению Гоббса,должна быть абсолютна, государство вправе в интересах общества в целом предпринимать любые меры принуждения к своим гражданам. Поэтому идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.

 

52. Философия Древней Индии. Веды и Упанишады. Реинкарнация. Закон кармы.

 

Древнеиндийская философия разделяется на четыре периода:

1) ведический период (1500-600 гг. до н.э.);

2) эпический период (600 г. до н.э.-200 г. н.э.);

3) период сутр (V в. до н.э.-II в. н.э.);

4) схоластический период – со II века н.э.

Ведическая литература разделяется на несколько групп текстов. Прежде всего это четыре Веды ("ведение"), старейшая из которых Ригведа (знание гимнов). Более поздними являются брахманы, а завершаются Веды Упанишадами (буквально "сидеть около", то есть у ног учителя, получая наставления).

В Упанишадах религиозно-мифологическое миропонимание теряет свои господствующие позиции.

Индийская философия систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.), упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.).

Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.

Карма — предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши.

Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.

Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами.

Ахимса - единство всех форм жизни на земле Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает, неубиение.

Переселе́ние душ, реинкарна́ция — группа религиозно-философских доктрин, согласно которым бессмертная сущность живого существа перевоплощается снова и снова из одного тела в другое.

ЗАКОН КАРМЫ — закон, согласно которому все воздается той же монетой: относящийся к другому с привязанностью получает взамен привязанность; делящийся мыслями получает знание. Подразумевается, что все то, что мы получаем сейчас, есть последствия наших прошлых действий — то, что заработано, остается; то, что было похищено, теряется. Карма в этом контексте подразделяется на три вида: 1) зарождающаяся; 2) зрелая и реализующаяся — то есть прошлая, зрелые плоды которой ныне пожинаются; 3) скрытая, остающаяся в запасе для реализации в будущем.

 

53. Философия Будды: четыре благородные истины и восьмеричный путь спасения.

 

Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:

• земная жизнь полна страданий;

• страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;

• от страданий можно избавиться;

• существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.

Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов:

• правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

• правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;

• правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;

• правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;

• правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;

• правильное умение — усердие и трудолюбие;

• правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;

• правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.

К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: не убий; не укради; будь целомудренным; не лги; не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

 

54. Монада Лейбница как субстанция. Закон «предустановленной гармонии».

 

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие:
1весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих единую природу
2 данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого — "единое", "единица");
3 монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;
4 монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
5по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;
6 монада осознает себя;
7 монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга
Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:
1"голые монады" — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
2 монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

3 монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
4 высшая монада — Бог.
Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.

Или Бог состояния одной монады направляет по случайным состояниям другой монады. Второй способ единственно достоин разумнейшего существа. В этом и состоит суть философского учения Лейбница о предустановленной гармонии. Бог, хотел такой гармонии между монадами и их состояниями и устроил ее от вечности. Благодаря этой всеобщей гармонии, каждая монада есть живое зеркало вселенной.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: