Философия Древней Индии
Первый философский текст – Панишады – сборник рассуждений мудреца с учеником об истинной религии, о сущности бытия, месте человека в нем и смысле жизни, т.е. о мировоззренческих проблемах. Эти рассуждения основаны на политеистической религиозной традиции, существовавшей в Индии.
Священный текст – Веды – сборник религиозных гимнов, заклинаний (Аджурведа), молитв в честь богов согласно праздникам. Т.о., культура Др. Индии развивалась в рамках ведической традиции.
К 10-8 вв. до н.э. в Индии сложилась кастовая система общества (социальная принадлежность – по наследству). Касты:
1) брахманы – служители религии (атрибуты: белая одежда, благовония);
2) кшатрии – воины и руководители, они обладали реальной физической властью (красная одежда);
3) вайшьи – ремесленники, земледельцы, скотоводы, торговцы, т.е. люди, занимающиеся физическим трудом и имеющие частную собственность;
4) шудры – свободные работники, не имевшие частной собственности (чернаяодж);
5) парии – рабы и обездоленные.
|
|
Религия доказывала, что это деление людей на касты дано богами.
Первые мыслители пытались доказать:
а) что религия имеет рациональную основу,
б) религия не является истинным пониманием бытия (это положение пытались доказать представители касты кшатриев).
/это социальная основа философии/
Философские идеи Панишад
1. Первичность духовного абсолюта (брáхмо). Этот абсолют – не бог, а дух, который есть высшее и ценное для человека.
2. Дуализм природы человека: тело + атман.
3. Бесконечное перерождение, трансформация бытия: все в природе, обществе, человеке меняет формы, переходит из одного в другое, но на уровне человека есть возможность выйти из этого круговорота и войти душой в брахмо, слиться с ним, но на это способны только люди из касты брахманов, а все остальные касты должны соблюдать правила, установленные брахманами.
4. Смысл жизни – освобождение от телесности (мóкша), чтобы после смерти душа попала в лучшее тело в соответствии с кармой (законом перехода).
Карма – сила универсального действия, которая учитывает все "+" и "–" поступки, чтобы определить будущую форму существования. Это исходное понятие. В 20 в. карме придали смысл нравственной ответственности детей и родителей за свои "+" и "–" действия.
5. Самоотверженность, духовность человека. Призыв людям соблюдать нравственность, порядок, гарантия в этом случае, что после смерти тела их душа возродится в лучшем теле, а в перспективе через смену каст – и в брахмо. Эта идея стала основной и поддерживается современной культурой, исключая кастовый смысл.
|
|
Первое демократическое философское учение создал Будда (Сиддкартна Гаутама Шакьямуни):
1. Первичность духовного абсолютного бытия (брахмо).
2. Круговорот бытия через череду тхарм.
3. Четыре истины бытия:
1) вся жизнь – страдание,
2) причина страданий – эгоизм (желание человека жить лучше),
3) избавиться от страданий можно, если преодолеть желания,
4) Есть восьмеричный арийский путь избавления от желаний. Основные правила пути выражены в трактате "Панча Шила":
ü не вреди живому существу,
ü не бери чужого,
ü не веди лживых и праздных речей,
ü не используй опьяняющих напитков,
ü не участвуй в запрещенных половых контактах (внебрачных).
Это правила внешнего поведения, но главное – внутреннее сознание человека, поэтому буддизм разработал практику медитации (концентрация внимания на предметах, а затем на брахмо). Последняя стадия медитации ведет к Нирване, при котором душа переходит в брахмо, а тело – в неорганическое состояние.
Значение философии буддизма
1. Создано первое этическое учение, в котором нравственное развитие человека ставится в зависимость от его личной ответственности за свое поведение.
2. Спасение души возможно только в форме развития бескорыстности, духовности, а не в форме жертвоприношения под угрозой страха.
3. Создан демократический вариант мировоззрения, которое обещает спасение каждому вне касты (в т.ч. женщины!).
К 20 веку из этического учения сформировалась буддийская культура, в составе которой – религия, архитектура, художественная литература, философия, политика, управление.
В Др. Индии к началу новой эры возникли такие даржаны (учения), как йога, санкхья, ньяя, чавака, джайнизм и др. Все они, кроме чарвака – идеалистические и по-разному решали проблему спасения души в пределах ведической культуры.
Особенности философии Др. Индии
1. Преобладание идеализма
2. Преобладание сотериологических проблем (спасение души) на основе негативизма к материальным благам и потребностям тела.
3. Отсутствие четких понятий, наличие многозначных понятий, которые по-разному истолковываются.
4. Отсутствие исторической подлинности первых авторов и трактатов в пределах до 5-7 веков.
5. Консерватизм мышления.
. Философские основания утилитаристских теорий в медицине. б) Утилитаристический вариант: понимание целей, задач индивидуального существования с точки зрения полезности в любой ее форме (личной, общественной, государственной, социально-классовой). Нравственным считается все, что приносит пользу для личности, гражданина, государства. Основателем утилитаризма является английский мыслитель И. Бентам, к-рый признавал за основу нравственности пользу. Нравственный идеал по И. Бентаму - "наибольшее счастье наибольшего числа людей". Критерием морали он объявляет - достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра-счастья". Полезность отождествлялась с наслаждением. Другой представитель утилитаристской концепции, английский ФФ С. Милль (1806-1873гг.) попытался сгладить эгоистические моменты И. Бентама. Он признает не только эгоистические,но и бескорыстные стремления. Он отмечал, что в об-венной жизни люди должны учитывать и взаимные интересы, это дисциплинирует их эгоизм. Типы поведения, к-рые были основаны наподобного рода этических принципах, И. Кантом отвергались. Он считал, что обоснование нравственности на основе запросов каких-то ситуаций, обстоятельств, интересов групп разрушает фундамент нравственности. Поэтому его учение о долге – ДЕОНТОЛОГИЯ – концентрируется вокруг понятий личности как высшей ценности. Кант, строя свою этическую концепцию, опирался на принцип, позаимствованный им у Руссо, что всякая личность-самоцель и не может быть средством, даже если речь идет об осуществлении высшего блага. И. Кант считал, что моральные требования не сводимы к удовольствию, пользе, выгоде. Он утверждал, что долг содержит в себе измерение личностей независимости.
|
|
Билет №3 1.основные направления и темы философских исследований
Основой выделения основных направлений в ФФии служит та система, к-рая определяет данную направленность, например, материалистическое, идеалистическое, рационалистическое, иррационалистическое. К основным отраслям ФФского знания относятся: онтология -учение о бытии; гносеология - учение о познании; логика - учение о возможности и последовательности нахождения истины; аксиология - учение о ценностях; этика - учение о принципах, нормах поведения члкка в об-ве; эстетика - учение о прекрасном; ФФская антропология - учение о члкческой индивидуальности с ФФской точки зрения. Необходимо отметить, что ФФская антропология была подготовлена многовековым развитием ФФской мысли, а также различными вариантами концепций члкка. Она выделяет в качестве своего предмета сферу "собственно члкческого бытия". ФФская антропология объясняет члкка как проявление "жизни вообще" и как творца культуры и ис-трии.
2. христианский эволюционизм Тейяра де Шардена христианский эволюционизм. (Тейяр де Шарден "Феномен человека"; в этой книге де Шарден доказал, что идея развития применима и в религии: если Бог совершенен, то он не может развиваться бесконечно).
Этапы развития человеческого мира – бытия, которое может познать человек с помощью науки, веры и всех своих возможностей: