Формы научного знания

Научное знание - знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами

Виды и единицы научных знаний:

1. теории

2. дисциплины

3. области исследования

4. области наук

5. типы наук

Теоретический уровень - уровень познания, на котором при опоре на эмпирическую базу, явления изучаемой области отражаются со стороны своих внутренних и существенных связей и закономерностей. Научное знание на этом уровне выступает в форме проблемы, гипотезы, закона, теории.

Проблема - форма научного знания, содержанием которой является то что еще не познано человеком.

Гипотеза - форма научного знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределено и нуждается в доказательстве.

 

Закон - знание, в котором в форме теоретических утверждений отражаются существенные, необходимые и повторяющиеся связи явлений.

Теория - это форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Философские концепции истины.

Современное понимание истины предполагает диалог различ­ных философских концепций и синтез наиболее плодотворных идей в Истина - это цель, к которой устремлено познание. Истина есть знание. Ядро знаний составляет адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Свойства истинности:

1. Объективность - независимость от познающего субъекта.

2. Относительность – истина неполна, неточна, приблизительна.

3. Абсолютность – знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровержено при дальнейшем познании.

4. Конкретность.
Концепции:
1. Классическая концепция истины как соответствия знаний действительности была впервые сформулирована в античной философии Платоном и Аристотелем. Ее сторонниками в истории философии являются Ф. Бэкон, Д. Дидро П. Д. Гольбах и др. Согласно этой концепции, понятие истины принадлежит сфере человеческого сознания, а не сфере объективной реальности. В действительности факты могут иметь место или не имеют места, но они не могут быть истинными или ложными. Истинными являются человеческие суждения, описывающие факты реальности и соответствующие действительности.

3. Онтологическая концепция истины была предложена М. Хайдеггером. С его точки зрения, истина находится не в суждениях, а в самом бытии. Бытие и сущее не скрывают свой смысл, то есть истина лежит на поверхности. Человеку необходим особый феноменологический взгляд и умение слушать, чтобы увидеть и услышать смысл и истину бытия и своего существования.

4. Экзистенциальная концепция истины. Истина рассматривается как психологическое состояние человека. Истинным является то, что значимо для человека, пережито и осознано, экзистенциально важно.

Истина как процесс.

Истина - результат, к которому стремится всякое познание. Способ достижения истины определятся онтологической системой.

Критерии истины:

· объективность

· процессуальность

· конкретность

· противоречивость.

Диалектико-материалистическая гносеология была создана Марксом и Энгельсом, развита Лениным. Сама идея истины как процесса, заимствована марксизмом у Гегеля.

Истина - это процесс, а не какой-то одноразовый акт изучения объекта сразу, целиком и в полном объеме.

К характеристике объективной истины как к процессу применяются категории абсолютного (выражающие устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающие изменчивое, преходящее). Абсолютная и относительная истина - это два необходимых момента одной объективной истины.

Они выражают разные стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноты его отражения. Это не отдельные виды знания, а один, хотя каждый из них имеет свою специфику.

Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине):

1) полное, исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему,

2) тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем.

Относительная истина (относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми, либо опровергаются и становятся заблуждениями. Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: