Философия И.Г. Фихте (наукоучение как теоретическая философия, этико-социальная философия)

Иоганн ГотлибФихте (1762 —1814)—
немецкий общественный деятель ифилософ. В творчестве Фихте выделяются два основных периода: до ипосле
1800 г. В первый период философия Фихте ближе к субъективному
идеализму, во второй — к объективному идеализму. Основные труды. «Опыт критики всяческого откровения» (1792),
«Основы общего наукоучения»(первая версия опубликована в1794 г.,
доработка и переработка этой книги шла на протяжении всей жизни
Фихте, известно более 15 ее редакций), «Рассуждения оназначении
ученого» (1794), «Основы естественного права» (1796), «Система уче-
ния онравственности» (1798), «Назначение человека» (1800), «Основ-
ные черты настоящей эпохи» (1806), «Путь к жизни блаженной»
(1806), «Речи к.немецкойнации» (1808).

Наукоучение. Философия, как считал Фихте, должна быть основой,
фундаментом для всех остальных наук, т.е. «наукой онауке», поэтому
главный трактат Фихте «Основы общего наукоучения»посвящен
именно проблемам науки. Принципиальная особенность науки состоит втом, что она систематична: вней одни идеи выводятся из других,
любой вновь вводимый тезис должен обосновываться спомощью других—ранее доказанных. Следовательно, воснове науки должен находиться единый набор истинных исамоочевидных положений или даже
какое-то одно исходное положение. Но что более очевидно для чело-
века, нежели его собственное сознание, его «я»? Существование идеятельность нашего сознания («я») для каждого из нас несомненны; при-
чем, делая свое «я» объектом размышления, мы всегда остаемся вграницах этого «я». Поэтому именно сизучения сознания и должна
начинаться философия. Однако, ставя перед собой эту задачу, можно
по-разному подходить квыбору объекта исследования. И исходным объектом исследования вфилософии Фихте оказыва-
ется как раз не его личное «я», не произвольное человеческое «я» или
множество всех человеческих «я», аАбсолютное сознание — « Я».

Центральное мес-
то в этическом учении Фихте занимает понятие «свобода». Иглавная
проблема этики —это противоречие между свободой инеобходимостью
.

Если втеоретико-познавательной деятельности «не-Я» воздейству-
ет на «Я» как объект познания, то вморально-практическом плане «не-
Я» производит на «Я» определенный толчок, который вызывает проти-
водействие со стороны «Я». При этом «не-Я» играет роль препятствия, которое «Я» стремится преодолеть: деятельность «не-Я»
оказывается стимулом для деятельности «Я», которое стремится рас-
ширить свои границы за счет области «не-Я». Но поскольку и«Я», и
«не-Я» являются бесконечными, то возможно только бесконечное расширение области «Я», но не завершение этого процесса.

Для человека быть свободным —это значит сделать себя сво-
бодным, т.е. всвоем эмпирическом «я» (индивидуальном человече-
ском сознании) отодвинуть границы «не-Я». И данная деятельность че-
ловека (конечного существа) есть необходимая составляющая дея-
тельности бесконечного Абсолюта вего процессе самопознания.
Отсюда свобода оказывается уФихте деятельностью «Я» по познанию
необходимости иуменьшению области «не-Я».

Поэтому худшей формой человеческого поведения является бездея-
тельность, так как при этом человек остается на уровне вещи, «не-Я», и
отказывается от реализации своего высшего предназначения. Существу-
ет множество людей (эмпирических «я»), каждый из которых имеет свои
личные цели иидеалы, что неизбежно ведет к конфликту между ними. В
этом конфликте неизбежна победа лучшего, более морального, так как это
соответствует положению дел вбожественном мире (в Абсолюте).

Прогресс вразвитии человеческого общества состоит вувеличе-
нии свободы, ив различные исторические эпохи существуют разные
степени свободы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: