Философия марксизма (проблема отчуждения, историософские взгляды К.Маркса, разработка материалистической диалектики, социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса)

Марксистская философия представляет собой одну из трех тесно
связанных между собой частей марксизма, включающего всебя так-
же политическую экономию итак называемый научный коммунизм. Марксистская философия имеет особое значение вжизни общества,
поскольку она стала теоретическим фундаментом практической соци-
альной деятельности — революционной борьбы за построение комму-
низма, которая активно велась вXIX—ХХ вв. иво многом определила
ведущие события этого времени (социалистическую революцию вРос-
сии ипопытки построения социализма и коммунизма вРоссии истра-
нах социалистического лагеря вХХ в.).

Карл Генрих Маркс
(1818 — 1883) —немецкий философ, публицист, общественныйдеятель. Фридрих Энгельс (1820 —1895) —немецкий философ, публицист,
общественный деятель. Основные идеи марксистской философии были выработаны Марк-
сом и Энгельсом совместно, хотя большая часть работ, посвященных
собственно философии марксизма, была написана Энгельсом.

Основные (философские) труды. К. Маркс иФ. Энгельс: «Свя-
тое семейство» (1845), «Манифест коммунистической партии» (1848).

К. Маркс: «Нищета философии» (1846), «К критике политической
экономии> (1859), «Капитал>(1857 —1883).

Ф. Энгельс: «Анти-Дюринг»(1876 —1878), «Диалектика природы»
(1873 — 1895; не закончена, осталась ввиде отдельных статей ина-
бросков), «Происхождение семьи, частной собственности игосудар-
ства» (1884), «Л. Фейербах иконец немецкой классической филосо-
фии» (1886).

Марксистская философия состоит из
двух взаимосвязанных частей: диалектический материализм (уче-
ние оприроде и познании) и исторический материализм (учение
об обществе).

Диалектический материализм. Диалектический материализм по-
явился, с одной стороны, как материалистическая переработка гегелев-
ской идеалистической диалектики, асдругой —как диалектическая
переработка прежнего метафизического (и впервую очередь фейерба-
ховского) материализма.

Основные идеи диалектического материализма следующие.

Материя (природа) первична, ачеловеческое сознание вторично,
производно от материи, оно есть свойство высокоорганизованной мате-
рии, появляющееся на достаточно высоком уровне ее развития. При
этом полностью отрицается существование каких-либо идеальных
надприродныхсущностей типа Бога, гегелевской Абсолютной идеи,
Мирового ума ит.д.

Материя вечна, несотворимаинеуничтожима, важнейшим ее
свойством является движение, изменение, развитие. Нет материи без
движения, адвижения — без материи. При этом движение абсолютно,
апокой (понимаемый как некий «момент» движения) относителен.
Движение материи осуществляется в пространстве ивремени, поэтому
их нельзя «отрывать» от материи (как это имеет место уньютоновско-
го абсолютного пространства ивремени). Существует ряд форм дви-
жения (механическое, физическое,химическое, биологическое,социаль-
ное), отражающих общий ход эволюции материи.

Развитие материи вцелом илюбых объектов осуществляется в
соответствии с тремя законами материалистической диалектики,
сформулированными на базе выявленных Гегелем закономерностей.

Законы диалектики при этом понимаются как универсальные
законы бытия,
охватывающие сферу природы, общества ичеловече-
ского мышления.

Диалектический материализм был тесно связан сестествознанием
XIXв., опираясь на его открытия ипредлагая философский фундамент
для их обоснования. Так, тезис о вечности материи иее непрерывном дви-
жении непосредственно связан сзаконом сохранения ипревращения
энергии, периодической таблицей Менделеева, дарвиновской теорией эво-
люции живой природы ит.д. А, например, философская идея неразрывной
связи материи, движения, пространства ивремени нашла свое подтверж-
дение вначале ХХ в. втеории.относительности Эйнштейна.

Гносеология марксистской философии обычно характеризуется
как теория отражения, суть которой состоит втом, что процесс по-
знания трактуется как отражение вчеловеческом сознании опреде-
ленных впечатлений, приходящих внего извне. Аналогичные воззре-
ния можно обнаружить ивдомарксовскомматериализме. Особеннос-
тью марксистской гносеологии является следующее:

процесс познания считается подчиняющимся трем законам диа-
лектики;

проводится качественное различие между познанием тео-
ретическим иэмпирическим (включающим всебя чувственное); пока-
зывается, что теоретическое познание не сводимо к эмпирическому,
хотя истроится на базе последнего. Теоретическое познание опериру-
ет общими понятиями (не существующими вне сознания), включает в
себя создание гипотез, предвосхищающих будущие результаты экспе-
риментов инаблюдений, ит.д.;

утверждается диалектическая связь между абсолютной иотноси-
тельной истиной: абсолютная истина (как полное, исчерпывающее зна-
ние обо всем бытии вцелом) недостижима, на каждом этапе развития
познания мы имеем дело только сотносительными истинами (т.е. час-
тичным, неполным знанием об отдельных составляющих бытия), но на-
копление относительных истин впроцессе познания позволяет нам
бесконечно приближаться кабсолютной истине;

е критерием истины является общественная практика человече-
ства, практика же является основой ицелью познания.

Исторический материализм. Марксистское учение об обще-
стве —исторический материализм —представляет собой результат
распространения на общество законов материалистической диалекти-
ки. Тезис опервичности материи ивторичности сознания конкретизи-
руется всоциальной философии как тезис опервичности обществен-
ного бытия и вторичности общественного сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: