Общество – это исторически сложившаяся форма взаимодействия людей.
Понимание общества в философии: Совокупность человеческих индивидов, соединившихся для объединения «социальных инстинктов» (Аристотель); Совокупность индивидов, связанных общественным договором (Гоббс, Руссо); Совокупность общественных отношений (Маркс); Система разделения социальных ролей (Мертон, Парсонс).
Географический детерминизм акцентирует внимание на климатических и в целом на географических условиях, определяющих историческое развитие. В наиболее законченном виде концепция географического детерминизма представлена в работах Ш. Монтескье и Л. Мечникова. Ш. Монтескье рассматривал влияние климатических условий на телесную организацию человека, его характер и склонности, а через это – на социальную организацию общества и форму государственного устройства. Л. Мечников считал, чтопричины возникновения цивилизации кроются в географической среде. Чрезмерное развитие органической жизни в жарком климате приводит к тому, что жители получают все
|
|
необходимое в изобилии и не имеют стимула к труду, что сказывается и на их умственном развитии. Не жаркий пояс, а великие реки, по мнению Л. Мечникова, стали основным фактором, повлиявшим на зарождение и развитие цивилизации.
В философии К. Маркса и Ф. Энгельса сделан акцент на экономических факторах развития общества. В связи с этим исторический материализм часто относят к концепциям экономического детерминизма. В качестве движущего фактора истории марксизм рассматривает экономические отношения, процесс производства в целом.
Технологический детерминизм: определяющая роль научно-технического прогресса.
Теория факторов: попытка объединить отдельные детерминанты исторического развития в систему факторов; идея равноправности религиозных, экономических, технических и других детерминант.
Идеалистическое понимание общества и истории.
1.Общественное сознание определяет общественное бытие.(Главный аргумент – прежде, чем что-то сделать, человек думает).
2.Отрицание законов существования общества. Ничто неповторимо.
3. Общество – сумма индивидов. Люди никак не связаны друг с другом.
4. История – результат деятельности великих личностей, остальные массы – материал.
5. История – поле проявления случайностей.
6. Прогресс связан с реализацией идеалов. Цель – воплощение социального идеала.
Материалистическое понимание общества и истории.
1. Бытие определяет сознание.
2. В обществе существуют объективные законы.
Два аргумента:
1) в обществе существует система отношений, складывающаяся независимо от сознания людей(производственная деятельность носит объективный характер – хочешь жить - работай).
|
|
2) новое поколение пользуется знаниями, накопленными их предками. Культура – субстанция истории.
3. Идея социального прогресса. Существует развитие общества, при этом существует преемственность.
4. Определяющую роль в истории играют народные массы.
5. Идея повторяемости исторического процесса.
Существует естественно-исторический процесс, это объективный процесс, связанный с общественными формациями. Носит универсальный характер, т.к. применим к любому обществу.