Эллинистическая философия

Последний период называют эллинистически-римская философия. Начало - эллинистическая философия. Первый период связан со стоицизмом, эпикуреизмом, скептицизмом, перипатетиками (4-1 вв.до н.э.).

Стоицизм. Эта школа получила название от слова «стоя» — название портика — открытой галереи, которая поддерживается коллонадой. Основана около 300 г. до н.э. в Афинах Зеноном из Китиона.

Согласно стоицизму, мир ест единое, одушевленное, сферическое тело, целесообразно устроенное и разумное. Мир проходит ряд циклов в своем развитии. Все в мире зависит от разума, поэтому надо принять его и следовать его законам, жить «по природе». Это означает: «не противься судьбе: глупого судьба тащит, а умный сам идет». Мы не можем изменить мир, но мы можем изменить свое отношение к нему, в любых обстоятельствах мы можем поступать так, как велит разум, сохраняя внутреннее спокойствие и достоинство.

Скептицизм. Как философская школа скептицизм (от греч. «скептикос» - критикующий) возник в 4-3 вв. до н.э. Представители: Пиррон и далее, в след.периоде развития секптицизма Секст Эмпирик и др. Скептицизм был идейно близок к софистике и по существу ее логическим продолжением. Скептики утверждают, что нельзя доверяться ни показаниям органов чувств, ни доводам разума. Мы судим о вещах не по тому, какие они в действительности, а по тому, как они воспринимаются органами чувств. Из этого миропонимания, они делают следующий вывод: надо воздерживаться о любых суждениях о вещах.

 

Эпикуреизм. Основателем школы был Эпикур (342-270 гг. до н.э.). Сам отказывался признать себя чьим-либо учеником и называл себя самоучкой.

Эпикур считает, что, не зная природы вселенной, нельзя уничтожить в душе человека страх. Именно страх смерти мешает человеку жить счастливо. От этих страхов избавляет учение о природе. Вселенная состоит из бессмертных атомов и пустоты. Она вечна. Смерть — ничто. Когда мы есть, смерти нет, когда смерть есть, нас нет. Поэтому смерти не надо бояться.

Счастье, по Эпикуру — это ничем неомраченное удовольствие. Источником блага Эпикур считает наслаждение, при этом понимая его как отсутствие страдания. Путь к постоянному наслаждению — обуздание желаний. Важнее всего — практиковать строгое ограничение желаний, умеренность во всем. Главная жизненная задача человека — достижение атараксии (душевной невозмутимости).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: