Аристотель. Учение о мире (четыре причины). Социально философская концепция и теория познания

384-322 до рх

Онтология.

В начале бытия 2 первосущности: бог (перводвигатель), кора.

4 причины мира: 1.форма (эйдос, формальная причина), 2.материя(из чего, материальная причина), 3.источн.движения (действующая причина), 4.цель (ради чего, целевая причина).

Идеалоное государство нет и быть не может. Идеальна только форма.

Наиболее совершенное государство: основанное на принципе золотой середины. По территории не оч. Большое и не оч маленткое, основа политической стабильности – средний класс, власть должна сочетать энергию молодых и мудрость старших.

Человек – политическое животное.

Гносеология.

Истина знание причин вещей. Познание: чувства (ощущение, восприятие (образ), представление (память)), рациональное познание (понятие(сущность, признак предмета), суждение(что то отвергается или утверждается), умозаключение(из 1 или нескольких суждений новое)). Ход мыслей одинаков, разные только реализация (язык).

Аксеология

Добродетель, 2 типа: интеллектуальная (можно научит), волевая желание следовать тому, чему научили). Добро – золотая середина.

Красота – гармония. «красота содержится в самих вещах, подобно тому как в глыбе мрамора содержится статуя Аполлона»

Человек, созерцая красивые вещи, очищается духовно («катарсис»)

 

Направления эллинистической философии (эпиеуреизм, стоицизм, скептицизм)

Эпикур 341-270 до рх

Мир вокруг человека изменчив и коварен. Жить сегодняшним днем, брать от жизни все. Нет ничего отличного от материальных вещей. Везде атомы. Добро – то качество, которое наиболее присуще человеку.

Классификация удовольствий: естественные и необходимые (еда и сон), естественные, но не необходимые (желание быть гурманом, следовать моде), не естественные и не необходимые (жажда власти, славы, роскоши).

«живи тихо, незаметно и в свое удовольствие. Лучше быть спокойным на соломе, чем неспокойным на золотом одре. Мир людей и мир богов – параллельные миры», оэтому бесполезно у них что то присить или их опасаться, они заняты своими делами.

Стоицизм. Дзенон 336-264 до рх

Внешний мир в целом прекрасен, разумении и гармоничен. Этот мир создан мировым разумом, нго мы этого не видим, т.к. судим фрагментами. Бог – безличный принцип. Нужно ко всему относиться спокойно, т.к. мы находимся под потронажем великого разума. «все что ни делается – делается к лучшему. Ходящего судьба ведет, а упирающегося тащит».

Правил жизни: 1. Этика долга; 2. Самосохранение; 3. «возлюби тех, кто тебя породил, и тех, кто порожден тобою.; 4. Не должны противиться обстоятельствам.

Скептицизм. Пирон 360-270 до рх

«ничто не очевидно. Об одной и той же вещи можно сказать как то, так и это».

Правила жизни: воздержание от категорических суждений, необходимо сохранять спокойствие и невозмутимость.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: