Джордж Беркли (1684-1753)
Ощущения – единственная воспринимаемая человеком реальность. ум человека не способен к образованию абстракции: общая идея пространства невозможна. Она абсурдна и противоречива, то же самое с материей.
Теория: частные свойства вещей к воспринимаемы посредством ощущений, после сего якобы образуется отвлеченная идея об общим для них вещественным субстрате. Но эта посылка не состоятельна: Берклии считал что люди не обладают чувственным восприятием материи как таковой. Человек воспринимает только отдельные вещи. Каждое восприятие становиться суммой разных ощущений или идей.
не существует общей отвлеченной идеи о материи и пространстве. Человеческий ум способен образовать общую идею о вещи, но не общую отвлеченную идею. Абстрактное представление о материи ни меняет ни сути ни свойства вещей. Истинность познания дается в ощущении.
существует лишь человеческое сознание с идеей и душой. Идеи- пассивны и представляют собой лишь состояние. Души- активны, вещи возникают благодаря восприятию и исчезают, когда оно прекращается. Беркли так и говорил «существовать – значит быть воспринимаемым».
|
|
Дэвид Юм (1711-1776)
Существует ли внешний мир - «Не знаю». Достоверное знание может быть только логическим, а предметы исследования, которые касаются фактов, не могут быть доказаны логически, а выводятся из опыта. Опыт-поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы. Поскольку опыт нельзя обосновать логически, постольку опытное знание не может быть достоверным. Так, в опыте нам дано сначала одно впечатление о некотором явлении, а затем другое. Но из того, что одно явление в опыте предшествует другому, логически недоказуемо, что одно (первое) есть причина другого. Ведь то, что принято считать следствием, не содержится в том, что считается причиной. Следствие невыводимо из природы причины и непохоже на нее. Мы лишь наблюдаем, что во времени следствие появляется за причиной, но ведь это чисто психологический факт, из которого никак нельзя делать вывод: после этого - значит поэтому. Само по себе это положение верно и не может вызвать возражений. Отрицая объективную причинность, он, однако, допускал наличие субъективной причинности в виде порождения идей (образов памяти) чувственными впечатлениями. Источником нашей практической уверенности служит не теоретическое знание, а вера.