Новое время - эпоха буржуазных революций, великих географических открытий, становления принципиально новой государственности и права, бурного развития науки и постановки ее на службу практике. Рационализация многих сторон общественной жизни: экономики, науки и культуры. Дальнейшее обособление философии от религии, главная задача - определение методологии научного познания. Основные проблемы — теория познания (учение о методах познания), учение о бытии (онтология) и социальные теории (учение о государстве и праве).
Предпосылки и основания опытной науки. Философские системы и научные идеи античной Греции, культура и университетская ученость Средневековья, научные достижения эпохи Возрождения создали предпосылки. Возникновение науки в собственном смысле этого слова: профессионализация ученых и их подготовка в университетах; институализация науки, возникновение стабильных форм научной коммуникации, возможность практического применения достижений науки и социальный престиж ученого.
|
|
Дискуссия о природе общих понятий получила свое продолжение в формировании представлений о природе как единстве индивидуальных вещей, которые могут иметь общие родовые признаки и существовать в соответствии с присущими им законами. Открытия в астрономии подрывали средневековые представления о «потустороннем» и «посюстороннем» пространстве и времени. Пространство и время трактуются как объективная реальность, одинаковая в физическом смысле. Вывод, что все пространственные и временные точки должны быть в физическом смысле одинаковы.
Представление о природе и человеке как совокупности однородных явлений, существующих на основе общих закономерностей. Наука формируется на эмпирическом базисе, путем наблюдения и эксперимента.
Человеке - творец, деятельность аналогична творчеству Б-га. Труд - источник богатства. Галилей сформулировал исследовательскую программу — изучить закономерности движения природных объектов и небесных тел по аналогии с поведением механических устройств (орудий Венецианского арсенала). Традиция, заложенная Галилеем, была продолжена в экспериментах Гюйгенса и далее Гука и Ньютона.
Переход к экспериментальному изучению природы и математическая обработка результатов экспериментов позволили Галилею открыть законы движения свободно падающих тел. Принципиальное отличие нового метода - гипотезы систематически проверялись опытом. Эксперимент - вопрос, обращенный к природе. Так построить эксперимент, чтобы максимально изолироваться от воздействия посторонних факторов, которые мешают наблюдению изучаемого явления в «чистом виде». Гипотеза должна допускать эмпирическую проверку выводимых из нее некоторых следствий. В этих целях, начиная с Галилея, стали широко использовать математику для количественной оценки результатов экспериментов.
|
|
Галилей: подлинный язык выражения законов природы - язык математики. Нужно ограничить предмет естествознания только объективными, "первичными" качествами вещей: форма, величина, масса, положение в пространстве и характеристики их движения. "Вторичные качества" - цвет, вкус, запах, звук - не объективные свойства, а результат воздействия реальных тел и процессов на органы чувств, существуют только в сознании воспринимающего субъекта.
Но характеристики некоторых вторичных качеств соответствуют определенным, точно фиксируемым изменениям в первичных качествах. То есть ряд вторичных качеств можно свести к измеряемым геометрическим и механическим величинам. Это «математизация природы». Все качественные различия происходят из количественных различий в форме, движении, массе частиц вещества. Именно эти количественные характеристики могут быть выражены в точных математических закономерностях.
Наука - ценность цивилизации: объясняет мир, способствует его переустройству путем создания и внедрения в производство своих результатов в виде новой техники. Возникает особый тип социального развития — научно-технический прогресс. Между естественнонаучными дисциплинами и производством возникает посредник - научно-теоретические исследования технических наук. Возникновение технических наук продиктовано внутренними потребности науки, нуждающейся в опытно-экспериментальной базе (лаборатории), так и практической необходимостью создания новой техники. Но созданные предметы и процессы возможны лишь, когда они соответствуют законам природы.
Технический прогресс обусловливает возникновение инженерной деятельности с присущей ей специализацией. Формируются технические науки со своим экспериментальным эмпирическим базисом и своими теоретическими разработками (теории машин и механизмов).
Становление дисциплинарно организованной науки. В XVIII веке наука - система дисциплин, охватывающая все основные сферы мироздания: природу, общество, человека, его сознание. Началось углубление специализации. Развитие естественнонаучного, технического, социально-гуманитарного знания вызвало резкий рост научной информации. Возникла потребность в классификации и систематизации знания. Ф. Бэкон - классификация наук по тремя способностям разума человека: память в основе истории, воображение формирует поэзию, рассудок - источник философии. Наличное знание - в форме энциклопедии, как набор разнообразных знаний - наука на стадии накопления и описания научных фактов, доминирует установка на разложение сложных вещей на простые и сводить вещей и процессов к элементарным формам. Первая попытка систематизации «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Д. Дидро.
Специализация ученых, научных исследований. Потребность в объединении специалистов и создании нового типа коммуникации. Возникают объединения ученых с общими научными интересами. Одно из первых - общество немецких химиков. Коммуникация на национальном языке. Публикации для обмена научной информацией и подтверждения приоритета ученого в его открытии. Возникает собственный язык различных наук. Сообщества функционируют в соответствии со своими уставами и регламентом работы. Освобождаются от диктатуры религии и церкви и концентрируют свою деятельность преимущественно на решении текущих проблем, возникавших в науке. Новые научные и учебные заведения. Количество научной информации за единицу некоторого времени удваивается.
|
|
Окончательное размежевание философии и науки и богословия. Наука и философия нечто единое до конца 19 — начала 20 веков. Авторитет Священного Писания непререкаем в делах веры. Наука (и философия) должна быть автономной. Бэкон: философия должна зависеть только от разума. Нанес сокрушительный удар по схоластике, он считает возможным подвергнуть веру испытанию разумом.
Декарт различает научные знания и религиозные представления. Есть предметы только веры (Троица); есть вещи, которые хотя и подлежат вере, но могут быть исследованы естественным разумом (различие между душой и телом), и есть вещи, которые изучаются только разумом.
Наука сосредоточивается преимущественно на познании природы, служит жизни, практике, увеличивает власть человека над природой, она средство: «знание — сила». Бэкон разделяет учение о природе на исследование причин (теоретическая часть) и получение результатов (практическая часть). Первая исследует недра природы, вторая переделывает ее. Но природу побеждают, только повинуясь ее законам, познание законов природы — важнейшая задача науки.
Бэкон был одним из первых, кто предпринял критику познавательных способностей человека, которые могут быть источником заблуждений. На пути познания заблуждений — 4 вида «идолов»: рода - ограниченность чел ума, органов чувств. Показания чувств должны проверять; пещеры — индивидуальное заблуждение; рынка — ложные понятия, порождены употреблением неправильных слов; театра — на основе некритического усвоения различных философских взглядов и систем.
Декарта - разум как духовная субстанция имеет в себе врожденные, вложенные Б-гом, идеи: идея Б-га, материальной и духовной субстанции, чисел, фигур, геометрических аксиом. Особое место - идея Б-га как совершеннейшего существа. Сомнение в существовании внешнего мира утрачивается доказательством существования Б-га. Если есть другие идеи — идеи внешнего мира, то это означает, что Б-г вложил способность понимания природы и ее законов. Разум - высшая познавательная инстанция, основание познания - рационализма. Врожденные идеи не может изменить жизненный опыт, только подтвердить их истинность. Поэтому человек не нуждается в чувственном опыте. Ошибка считать, что идеи подобны внешним вещам. У человека склонность верить своему опыту, но она может быть направлена и к ложному.
|
|
Бэкон дал научное обоснование индуктивного метода познания, который освобождает от идолов - движение мысли от фактов, накопленных в наблюдениях и экспериментах, к теоретическим обобщениям (законам науки, аксиомам, теориям и т. п.). В науке главнейшим методом является эмпирический (наблюдение и эксперимент). Исследование природы - либо от экспериментов к экспериментам, либо от экспериментов к аксиомам, которые указывают на новые эксперименты. Поэтому в науке различаются такие разделы, как научный опыт и истолкование природы. Вторая часть науки - Новый Органон, рассмотрение всех форм перехода от экспериментов к аксиомам или от аксиом к экспериментам. Доказательство с помощью дедуктивных умозаключений создает неразбериху. Но видел уязвимость и индуктивного метода. Во-первых, индукция дает проблематичное вероятностное умозаключение, в то время как дедуктивный метод приводит к выводам, которые следуют с необходимостью, Во-вторых, существуют три вида индукции — полная, неполная и истинная. Полная индукция - перечисление признаков всех предметов некоторого класса. Ее вывод вполне достоверен. Разновидность неполной индукции через перечисление признаков даст шаткие заключения, вынося решение большей части на основании меньшего, чем следует, количества фактов, и притом только тех, которые имеются налицо.
Декарт - дедуктивный метод. Познание вещей двумя путями - эмпирическим или дедукции. Опытные данные о вещах часто бывают обманчивыми, дедукция всегда верна. Но строить дедуктивные умозаключения необходимо, опираясь на некоторые самоочевидные, ясные и не требующие доказательства аксиомы. Истинное знание не дастся ни с помощью органов чувств, ни с помощью рассуждений. Необходимо начинать с критической проверки имеющегося знания. Все сомнительное ложно. Принцип методическою сомнения. Единственным достоверным источником истины является разум: «Я мыслю, следовательно, я существую». Требование объективности познания. 4 правила рационалистического познания: ясности и отчетливости познания (включать в суждения только то, в чем нет повода подвергать сомнению); делить исследуемое затруднений на столько частей, сколько это возможно, для лучшего их преодоления; начинать познание с более простых предметов, потом к сложным; не упускать ничего существенного (составлять полные и общие перечни).
Бэкон - основатель опытной науки («Новый Органон, Новая Атлантида), материалистические взгляды на природу, обоснование индуктивному методу и его роли в познании. Задача познания - завоевание природы и совершенствование чел жизни. Знание — сила, если опирается на исследование явлений природы, повинуется природе и руководствуется познанием ее законов.
Правильное познание - господство людей над природой. Естествознание — мать всех наук. Теория«двойственности истины»: у теологии объект Б-г, у науки — природа. Нужно разгр-ть сферы их компетенции. Б-а творец мира и человека, он объект веры. Знание независимо от веры. Но истины религии и истины науки в итоге совпадают. Критик схоластической философии, кот явл-ся главным препятствием для природы, т.к. слишком абстрактностна. Источник знания чувственный опыт. Верный путь - от единичных явлений и простейших умозаключений к самым общим положениям. Первое условие - усовершенствование методов обобщения, образования понятий - индукция. Создание нового метода познания: 1) наблюдение фактов, 2) их систем-ия и классиф-ия, 3) отсечение ненужных, 4) разложение явления на составные части, 5) проверка фактов на опыте и 6) обобщение. Противопоставил индукцию дедукции. Но раскрытие внутренних причинно-следственных связей и законов природы возможно только путем обработки данных органов чувств и опыта теоретическим мышлением, разумом.Система классиф-и наук: Память в основе естественной и гражданской истории, воображение —поэзии, рассудок - математика, естествознание и философия.Главная цель познания — открытие причин предметов. Причины бывают действующими и конечными, целевыми. Физика изучает действующие причины, а метафизика рассматривает цели, или конечные причины. Главная задача естествознания — изучение действующих причин. В этой области познания наука физика занимает центральное место. В ней Бэкон усматривает суть естествознания. Механику он рассматривает лишь как применение знаний о действующих причинах, математику как вспомогательное средство для естествознания, не имеющее своей собственной цели.
Дуалистическая Ф Декарта («Рассуждения о методе», «Начала философии»). Мир творение Б-га, отрицает его ед-во, он состоит из 2 самост независ-х субстанций: дух-ой и матер-ой. Атрибут матер-ой - протяженность, атрибут дух-ой — мышление. Чел – механ-ое соед-е души и тела. Движения зависят от тела, а мысли связаны с душой. Субстанция - вещь, кот в своем сущ-нии нужд-ся только в самой себе. Соверш-ая субст Б-г, он причина «самого себя». Мир разделен на два рода самост субст-й, не связ-х друг с другом.
В Ф исходно мышление - идеализм. В физике и физиологии – материя, т.е. все, что имеет объем, занимает пространство, она состоит из бесконечно делимых отдельных частиц, кот отлич-ся величиной, фигурой и направлением мех-го дв-ия. Движение материи – перемещ-е частиц в пространстве. Есть источник движения, первоначало – Б-га, сотворивший материю вместе с движением и покоем. Запах, цвет, теплота и т.п., не качествами, а только чел ощущения.Нет кач-го различия между неорган-ми и орган-ми явл-ми. Животные - как машины.Чел – своеобр-й механизм, но в нем две субстанции и имеются врожденные идеи.