Для классической философии и науки (17-19 вв.) характерно представление о человеке как родовом существе. Остается в стороне анализ понятия идеального человека, определяемого в абстрактном понятии «человечность», поскольку он находится за пределами эмпирически наблюдаемой реальности. В центре внимания абстракция человека, раскрытие его всеобщих черт, коррелируемых с развитием науки, техники, стандартизацией производства и потребления. Теория Дарвина не предполагала рассмотрение социальных качеств человека, абстрагировалась от его индивидуальных особенностей, а социальная мысль оперировала естественными закономерностями, где человеку не оставалось места. В культуре в целом, в практике и теории права, в характеристике производства и человека как производительной силы общества, в концепции роли народных масс как решающей силы общественного развития не оставалось места для человеческой индивидуальности, его души.
Конец XIX - начало XX веков были периодом кризиса классической философии и науки и возникновения неклассической науки. Кризис физики обернулся кризисом всей классической науки. Открытие ненаблюдаемых объектов — элементарных частиц, физических полей и т. д. показало ограниченность классической науки и потребовало пересмотра ее методологии. Это обернулось отказом от традиций в культуре, радикальным поворотом в сторону иррационализма. Критика возникавшей методологии осуществлялась с позиций классических установок, а критикаклассической науки с ее образцами объективности и рациональности - как наступление иррационализма, субъективизма и нигилизма. В центре внимания философии и науки оказывается субъект, а познание и история оцениваются с субъективистских позиций. Общество предстает как хаос индивидуальных проявлений. Но ценности классической науки продолжали и продолжают оказывать свое влияние на духовную культуру, изменился лишь их статус - это нормы и образцы. Неклассическая наука внесла свой позитивный вклад в теорию и методологию познания. Центр внимания социально-гуманитарных и естественных наук переместился в сторону субъекта, выявления его позитивной роли в познавательном процессе. Если классическая наука в качестве нормы провозглашала элиминацию субъекта, то неклассическая наука опирается на познавательные способности субъекта: идея тождества восприятий и вещей, языка и реальности. Интерес к проблеме субъектности, к поискам человеческих ресурсов развития общества. Взаимодействие индивидов в социальном процессе вырастает в проблему «Я» и «Другой», в соответствии с решением которой выстраиваются не только модели межличностного взаимодействия, но и координации взаимодействия социальных групп и систем.
На этапе классической науки доминировал идеал, согласно которому объяснение и описание должно включать только характеристики объекта. Ссылки на ценностно-целевые структуры познания, на особенности средств и операций деятельности не было. Процедура объяснения была адаптирована к представлениям об объектах как простых системах. Каузальное объяснение интерпретировалось с позиций лапласовского детерминизма как поиск причин жестко и однозначно порождающих следствия. Вероятностные процессы истолковывались как результат действия скрытых детерминант. В качестве главных требований обоснования теории выдвигалось два принципа: подтверждение теории опытом и очевидность (наглядность) ее фундаментальных постулатов. Идеалом было построение абсолютно истинной картины мира и теорий, точно и однозначно соответствующих объекту. Из двух альтернативных теоретических описаний одной и той же области опыта истинным может быть только одно. Основным методом построения теории полагалось обобщение опытных фактов. Определенные предпосылки изменения идеалов и норм классической рациональности обозначились в науке XIX столетия. Возникновение дисциплинарной организации науки лишило механическую картину мира общенаучного статуса. Проблематизировались связанные с ней интерпретации идеалов и норм исследования. В биологии постепенно укоренялись эволюционные представления и идеалы эволюционного объяснения. Возникновение и развитие социально-гуманитарных наук. Уже у Конта отчетливо прослеживается подход к анализу общества как сложной органической системы. Спенсер предложил картину эволюции, в которой общество рассматривалось как аналог развивающегося организма. Развитие математики и физики также поставило под сомнение некоторые методологические установки классической рациональности: неевклидовы геометрии. Развитие физики обозначило неадекватность идеала единственно возможной истинной теории. Все эти идеи еще не привели к пересмотру доминирующего статуса классической рациональности, но были начальным этапом перехода от классической к неклассической системе. Завершающий этап конец XIX – первая половина ХХ века. Происходят перемены в различных областях знания: в математике (создание конструктивной математики); в физике (квантовая теория); в космологии (нестационарной Вселенной); в химии (квантовая химия); в биологии (становление генетики); в междисциплинарных исследованиях (возникновение кибернетики и теории систем). Идеалы и нормы неклассической науки характеризовались отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины мира, выработанной на том или ином этапе развития науки. Требование наглядности принципов теории уже не включается в состав идеалов неклассической науки. Оно заменяется новым идеалом, который А. Эйнштейн сформулировал как идеал «внутреннего совершенства теории»: теория на основе небольшого числа принципов должна объяснять расширяющийся массив разнородных явлений, связывая в единой системе теоретического описания и объяснения и такие области опыта, которые могли казаться несовместимыми до создания теории. Наглядность и очевидность теоретических принципов здесь не обязательны. Возникает принципиально новый, альтернативный классическому, способ построения теории. Он основан на выдвижении гипотез в ситуациях, когда создание новой дисциплинарной онтологии (специальной научной картины мира) находится в начальной, зародышевой стадии, а окончательное ее построение осуществляется вместе с завершающим этапом создания новой теории. Новая система познавательных идеалов и норм обеспечивала значительное расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных саморегулирующихся систем.