С точки зрения Поппера, изменение научного знания рационально или, по крайней мере, может быть рационально реконструировано. Этим должна заниматься логика открытия. С точки зрения Куна, изменение научного знания от одной "парадигмы" к другой — мистическое преображение, у которого нет и не может быть рациональных правил. Это предмет психологии (возможно, социальной). Кун прав в возражениях против наивного фальсификационизма, и когда подчеркивает непрерывность научного развития. НоКун не видит логики научного открытия, а лишь психологию.
Не согласен с догматическим фальсификационизмом. В контексте попперовского критического рационализма можно рассматривать научные революции как рационально реконструируемый прогресс знания. Но рациональность критики не означает требования немедленного отбрасывания опровергнутых гипотез. Напротив, в большинстве случаев поведение исследователя заключает в себе целый ряд интеллектуальных стратегий, общий смысл которых — идти вперед, не останавливаясь из-за отдельных неудач, если движение обещает новые успехи и эти обещания сбываются. То есть он проводит демаркацию между догматическим и утонченным фальсификационизмом. Утонченный фальсификационизм формулирует определенные правила принятия теории и правила фальсификации (элиминации) теории. Для него теория приемлема, если она: а) ведет к открытию новых фактов и б) если некоторые из предсказанных фактов будут подтверждены (верифицированы). Существуют рациональные и нерациональные способы подтверждения либо фальсификации знания, рациональные и нерациональные способы удержания теории (конвеционалистские уловки, приемы аdhос). Называет ошибкой применение определения «научный» к отдельной теории: только последовательность теорий можно называть научной или ненаучной. Необходимо рассматривать теорию в ряде последовательно связанных между собой теорий. Применяется объективный критерий прогресса: каждая новая теория имеет добавочное эмпирическое содержание, т.е. предсказывает новые, неожиданные факты; часть этого добавочного эмпирического содержания верифицирована. Теория фальсифицированна, если она замещается теорией с более высоко подкрепляемым содержанием.
|
|
Развитие науки - соперничество исследовательских программ, т.е. концептуальных систем, которые включают в себя комплексы взаимодействующих и развивающихся теорий, организованных вокруг некоторых фундаментальных проблем, идей, понятий и представлений. Идею утонченного фальсификационизма конкретизирует в методологии научно-исследовательских программ, элементами которых не только понятия и суждения, но и сложные комплексы динамически развивающихся теорий, исследовательских проектов. Такие системы организованы вокруг некоторых фундаментальных идей, образующих «жесткое ядро» научно-исследовательской программы (обычно эти идеи выдвигаются интеллектуальными лидерами науки и усваиваются научным сообществом догматически). Методологический смысл «жесткого ядра» раскрывается в понятии «негативная эвристика», т. е. ограничения на процедуры опровержения. Если теория сталкивается с опровергающими фактами, то утверждения, входящие в состав «жесткого ядра», не отбрасываются, а ученые выдвигают вспомогательные гипотезы, которые образуют защиту. Подобная тактика позволяет гибко реагировать на критику и вносить в имеющиеся теории соответствующие коррективы, что обеспечивает ее рост. Задача защитного пояса —удерживать в неприкосновенности творческий потенциал «жесткого ядра» или его «позитивную эвристику». Функция позитивной эвристики — обеспечивать непрерывный рост научного знания, углубление ее эмпирического содержания. Критерий жизнеспособности научно-исследовательской программы — ее способность наращивать знание, увеличивая ее эмпирическое содержание. Это означает способность научно-исследовательской программы не только объяснять открывшиеся факты, не вписывающиеся в контекст старой теории и противоречащие ей, но и предсказывать новые факты. Если же научно-исследовательская программа ограничивается объяснением старых фактов, но не предсказывает новые - она нежизнеспособна, она вырождается.
|
|
Развитие науки происходит под влиянием либо внутренних, либо внешних факторов. Экстернализм абсолютизирует роль внешних факторов и недооценивает внутренние, интернализм – наоборот, игнорирует внешние, особенно социокультурные факторы. Решение этой проблемы – объяснение истории науки с точки зрения рационализма. В реальных исторических условиях наука в находится контексте реальной истории, ее политических, правовых, религиозных, и др. идеях – это побочные факторы развития науки, их надо относить к отклонениям от нормального хода событий. Поэтому нужно рассматривать теорию не изолировано, а в ряде последовательных, связанных теорий. Фальсификация – многоплановое отношение между соперничающими теориями, исходным эмпирическим базисом и эмпирическим ростом, являющимся результатом соперничества. Т.е. фальсификация имеет исторический характер. Линейный характер развития науки – миф.