Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания и в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия

 

Традиционные представления понимания общества - обособившаяся часть природы. На обществознание воз­лагалась миссия устанавливать законы общественного развития, ис­пользуя методы естественных наук. Но очевидным становилось, что общество обладает спецификой, и лишь в определенных аспектах к исследованию не­которых общественных явлений применимы методы естественных наук. Нормы и ценно­сти классической науки, приверженной концепции реализма противоречили специфике социально-гуманитарного познания. Прежде всего потому, что гуманитарное познание ориентировано на постижение человека, человеческого духа, культу­ры. Значит, метод «объективного» или «внешнего» описания общества должен сочетаться с методом его изучения «изнутри», с точки зрения людей, образовавших социальные и экономические структуры и дей­ствующих в них. Здесь приоритетное значение остается за постижени­ем (экспликацией) смысла: не столько объяснение (как в естественных науках), сколько понимание. Недостаточно в гуманитарном познании и описание исследуемых процессов, которое имеет большое значение в естествознании. Гуманитарное познание не «вписывалось» в традиционные представления о рациональности, о противоположности субъекта и объекта познания, об объективности познания и проблемах относительности истинности знания и т. д.

Имела ли место в классической науке попытка конвергенции естественно-научного и социально-гуманитарного знания. Механическая картина мира, возникшая как парадигма классической механики, стала ведущей всей научной картины мира, созданной классическим естествозна­нием. Трактовка человека как машины, общества как механического агрегата индивидов, государства как Левиафана - все это свидетель­ство игнорирования специфики социально-гуманитарного знания, его объекта. Безусловно, попытки применения методов естественно­научного познания в гуманитарных науках имели место, и они не были безуспешными. В конечном счете психология и социология получили статус особых научных дисциплин именно потому, что они успешно осваивали методы математического моделирования (в 1970 годы пу­бликовалось множество работ по моделированию мышления, создава­лись частотные словари, применялись формальные методы изучения фонетики языка, проводились конкретно-социологические исследо­вания и т. д.). Тем не менее с развитием науки возникла необходи­мость переосмысления некоторых принципов и когнитивных практик социально-гуманитарного познания, которые в классической науке считались маргинальными, не согласовывающимися с идеалами клас­сической науки. Сформировалось альтернативное мнение, что есте­ственные и гуманитарные науки несовместимы, а разрыв между ними усиливается, и этот разрыв, в конечном счете, приведет к образованию двух разных культур с непонятными друг для друга языками.

В истории философии предпринимались попытки обновления традиционной эпистемологии путем трансляции практик социально­гуманитарных наук в естествознание, а также созданием принци­пиально новой методологии социально-гуманитарного познания (Витгенштейн, Хайдеггер, Дж. Дьюи). Постнеклассическая наука соз­дает определенные предпосылки конвергенции естественно-научного и социально-гуманитарного познания. В. С. Степин высказывает предположение, что «должно существовать некоторое обобщенное видение предметных областей каждой из наук, видение, которое по­зволяет сравнивать различные картины исследуемой реальности, на­ходить в них общие блоки и идентифицировать их, рассматривая как одну и ту же реальность. Такое видение определяет общенаучная кар­тина мира. Она интегрирует представления о предметах различных наук, формируя на основе их достижений целостный образ Вселен­ной, включающий представления о неорганическом, органическом и социальном мире и их связях».

Процессы, происходящие в современном мире, выдвигают на пер­вый план такие дисциплины, как правоведение, экономика, междуна­родные отношения. Глобализация стимулирует выдвижение на перед­ний план не столько проблем государственного управления, сколько проблемы финансовых потоков, экономических связей. Разумеется, такое общее видение предметных областей каждой из наук не исклю­чает, а, напротив, предполагает выявление и учет их специфики.

Характерная особенность современного этапа в усилении тенденции к интеграции научного знания. Развертывании междисциплинарных ис­следований, выдвижении программ комплексного изучения наибо­лее актуальных научных проблем, в которых принимают участие специалисты разных наук, использовании парадигм и методов исследования одних наук в других и т.д. Сближение идеалов естественнонаучного и социально-гуманитар­ного знания осуществляется в рамках общенаучной картины мира, в качестве основы которой в настоящее время выступает глобальный эволюционизм. Понятия и теории отдельных наук в ней стремятся обосновать с помощью таких фундаментальных современных идей, как принципы системности и самоорганизации. (Глобальный эволюционизм — это интегративное исследователь­ское направление, учитывающее динамику развития неоргани­ческого, органического и социального миров. Он опирается на идею о единстве мироздания и представления о том, что весь мир является огромной эволюционирующей системой. Он отличается универ­сальностью и огромным интегративным потенциалом.) Естествознание длительное время ориентировалось на постижение «природы самой по себе», безотносительно к субъекту деятельности. Гуманитарные науки — на постижение человека, человеческого духа, культуры. Для них приоритетное значение приобрело раскрытие смысла, не столько объяснение, сколько понимание, связь социального знания с ценностно-целевыми структурами. Идеи и принципы, получающие развитие в современном естествознании (особенно в синергетике), все шире внедряются в гуманитарные науки, но имеет место и обратный процесс. Освоение наукой саморазвивающихся «человеко-размерных» систем (объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология)) стирает прежние непроходимые границы между методологией естествознания и социального познания. В связи с этим наблюдается тенденция к конвергенции двух культур — научно-технической и гуманитарно-художественной, науки и искусства. Причем именно человек оказывается центром этого процесса.

Первая попытка интеграции была предпринята в рамках позитивизма, ставившего задачу исследования и объяснения явлений челове­ческой культуры на основе познавательных установок естественных наук, продемонстри­ровавших свою эффективность при изучении природных явлений. Она оказалась несосто­ятельной, поскольку не только не учитывала, но заведомо отмежевывалась от своеобра­зия предмета и методологии гуманитарных наук, направленных на изучение уникальных явлений мира человеческой культуры как продуктов ценностно-ориентированной де­ятельности людей, преследующих опреде­ленные цели. Подведение явлений челове­ческой культуры под общие законы нивели­ровало индивидуальность и неповторимость явлений человеческого мира.

На современном этапе парадигмальная и междисциплинарная интеграция наук осу­ществляется в русле сближения мировоз­зренческих установок и методологических подходов естествознания и социально-гуманитарных наук. Несмотря на специфические особенности гуманитарного и естественно­научного знаниянаблюдаются тенденции к обоюдному заимствованию методологических подходов. Ряд выдаю­щихся открытий современного естествозна­ния (теория относительности) заставляют усомниться в воз­можности строгого логического осмысления действительности, длительное время слу­жившего основанием для выделения специ­фики естественных наук. Оказалось, что объяснение – важнейшая познавательная процедура в области классического есте­ственно-научного знания – является явно недостаточной в процессе осмысления сущ­ности объектов микромира через общеизве­стные и доступные логические схемы. Стал­киваясь с явлениями, противоречащими «здравому смыслу», ученый оказывается перед необходимостью понимания этих сложных объектов, подключения своего во­ображения для воссоздания истинной кар­тины действительности. На данном этапе становится очевидно, что объяснение и по­нимание – два взаимодополняющих друг друга способа познания действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: