Текст в социально-гуманитарном познании - главный источник информации, благодаря текстам мы получаем возможность осмыслить свою историю. Текст - также средство самовыражения человека, в этом качестве он выступает как важнейшее средство познания создавшего его человека. Творения человеческого духа получают выражение и реализацию посредством текстов. Поэтому текст - важнейший предмет гуманитарного познания. В психолингвистике текст определяется как совокупность выраженных средствами языка смысловых блоков, подчиненных основному замыслу или целевой установке. Он - определенная совокупность высказываний, подчиненных замыслу автора. Если этой цели нет, то это совокупность знаков. Язык — средство выражения смысловой информации, содержащейся в тексте. Критерий понимания текста - ориентация в основном замысле, экспликация смысла. В тексте автор объективировал свои субъективные смыслы, но текст содержит бесконечную смысловую перспективу. Текст создается благодаря языку, т. е. знаковой системе любой физической природы, выполняющей познавательную, коммуникативную и регулятивную функции. Знак это материальный предмет, воспроизводящий (обозначающий) предметы, их свойства и отношения и не имеющий с ними физического сходства. Любой знак языка обладает объективным, конвенционально закрепленным за ним значением и содержит потенцию личностных смыслов. Любой знак языка обладает способностью образовать бесконечное множество сочетаний с другими знаками, получать новые значения и смысловые оттенки. Смысл определяется из синтаксической связи слов и той синтаксической формы, которая им придается. Анализ текста - не только синтаксический анализ, но и семантический, т. е. соотнесение выражений языка с денотатом, с тем, что данное слово обозначает. Понимание текста имеет своим необходимым условием знание значений знаков языка. Но понимание не исчерпывается таким буквальным значением текста, а предполагает экспликацию смысла, т. е. нахождение смысла, которое предполагал автор, а также наделение текста новыми смыслами. Кассирер: основополагающие понятия каждой науки, средства, которыми она ставит вопросы и формулирует выводы - не пассивные отражения данного бытия, а созданные самим человеком интеллектуальные символы.
|
|
Анализ текста направлен на выявление скрытого содержания. Микешина определяет два принципа работы с текстом: целостность и историзм. Принцип целостности обязывает усматривать связь не только между фрагментами текста, но также с другими текстами этого автора, авторов того же направления. Принцип историзма обязывает видеть связь между текстом и историческим моментом, когда он был создан.
|
|
В самом общем виде текст - целостная система знаков языка, подчиненных единому смысловому целому. Текст - дискурсивное единство, обладающее многосмысловой структурой, способной порождать новые смыслы. Текст передает не только свой собственный сознательно закодированный в знаках смысл, но и возможность порождения тех смыслов, которые в нем сознательно никем не кодировались, но которые в нем потенциально содержатся. Это происходит: Во-первых, в силу различия между языком и речью, которая индивидуально неповторима (словарь, грамотность и пр.). Во-вторых, есть объективное значение знака и смысл, несводимый к знакам языка, т.е. возможно буквальное декодирование либо выявление глубинного смысла, требующего активности воспринимающего. В-третьих, в восприятии происходит встреча автора и читателя, читатель может обогатить либо обеднить текст; может выявить смысл, заложенный автором, или смысл, которого автор не предполагал. В-четвертых, в тексте может содержаться несколько смыслов: который автор стремился передать, и которые оказались заложенными помимо воли автора. В-пятых, восприятие текста осуществляется в определенном контексте, который неизбежно выявляет смыслы, которые актуальны именно для данного контекста (культурного, исторического, политического и т. п.). Текст сохраняется долгое время, что неизбежно осовременивает его содержание и смысл. Историк погружает текст в современный контекст и потому всякая подлинная история есть история современная.
В герменевтике различают мифоповествовательный текст (устное предание, фольклор) и письменный сложноорганизованный текст. Различны по структуре, по богатству заложенных в них смыслов. В семиотике понятие текста включает и все смыслообразования, передаваемые языками культуры.
Любой текст - выразитель социальных отношений и хранитель социального опыта, социальной памяти. Как особая реальность текст может быть понят в качестве некоторой единицы методологического и семантического анализа. Поэтому социальное познание всегда осмысление, поиск смысла и наделение смыслом письменных источников, исторических фактов, предметов, которые создавались в определенную историческую эпоху, произведений искусства и т. д. Истинными источниками исторического синтеза являются не только документы и критика, но жизнь и мысль, они заложены в фактах истории, в самой истории. Поэтому наукой становится только знание как интерпретация.
Исторический (юридический, социальный и т. д.) факт специфичен в силу особенностей его знаковой природы (в языке). Поэтому требует интерпретации и понимания. Отсюда потребность в реконструкции, деконструкции и конструировании, направленных на выявление его глубинного исторического смысла. Любой факт сопровождается толкованием или пересказом. Но само толкование становится фактом и подлежит новой интерпретации, толкованию и критическому переосмыслению.
Осмысленность человеческой деятельности с необходимостью делает ее нагруженной знаково-символическими средствами, которые несут информацию духовного содержания, выраженного материальными средствами, т. е. в языках культуры. А бытие человека - это бытие человека интерпретирующего, осмысляющего, понимающего, расшифровывающего глубинные смыслы. Любая реальность обретает для нас существование через наделение смыслом. Реальность всегда наделена смыслами.
Поскольку текст - система знаков, подчиненных единому смысловому целому, постольку понимание текста зависит от языкового развития реципиента. Текст первичен по отношению к языку. Сложноорганизованный текст закодирован, а сам код неизвестен - его предстоит реконструировать. Текст, как правило, стоит на грани речевой правильности, что создает дополнительные возможности смыслообразования. При осмыслении текста иногда язык текста неизвестен, и предстоит вначале овладеть языком данного текста, чтобы понять текст. Логика, регулирующая текст, состоит в выработке ассоциаций, и метафорических переносов, т.е. в тексте заключено не только множество смыслов, но осуществлена сама множественность смыслов.
|
|
Важное обстоятельство: в понимании текста участвуют как логические, так и дологические компоненты познания. Отсюда значимость изучения пред-знания, пред-мнения в формах «жизненного мира», «повседневного знания», традиций.
Как соотносятся слово и его значение? Витгенштейн связывает значение слова с его употреблением в определенном контексте. Т.е., значение - нечто гибкое, изменяющееся в зависимости от контекста словоупотребления. Понимание осуществляется в ситуации многообразных способов употребления слов и выражений естественного языка в определенном контексте, которое Витгенштейн называет «языковыми играми». Однако, по Витгенштейну, понимание осуществляется по правилам и нормам. Хотя люди действуют инстинктивно, они действуют по правилам, принятым в «лингвистическом сообществе».